Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Психология / Научные исследования»Ученые только что обнаружили удивительную иллюзию того, как мы запоминаем время. Если что-то повторяют часто, мы, как правило, лучше это помним. Но новое исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, показало, что мы также можем ошибочно полагать, что повторяющиеся события произошли давным-давно. В шести экспериментах с участием сотен взрослых исследователи узнали, что когда изображение или информация представляются несколько раз, люди постоянно воспринимают первый раз их появления как более далекий от истины. Эта иллюзия времени, названная «эффектом временной повторяемости», оказалась удивительно сильной, искажая воспоминания о том, когда что-то произошло, на целых 25 процентов.
Это открытие ставит под сомнение долгое предположение в психологии: мы привыкли думать, что яркость или сила воспоминания помогают нам оценить, как недавно что-то произошло. Мы полагаем, что если воспоминание кажется неясным или смазанным, оно произошло давно. А если оно свежо и четко, значит, событие было более недавним. Но результаты этого исследования указывают на то, что вещи, которые мы помним хорошо — как раз потому, что они были повторены — на самом деле могут казаться старыми в нашей памяти.
Исследователи вдохновились повседневными привычками. «Все мы знаем, каково это — каждый день бомбардироваться одними и теми же заголовками. Мы задумались, не искажает ли постоянное повторение информации наши ментальные временные линии», — сказал автор исследования Сами Юсиф, который с 1 августа станет ассистентом профессора в Университете штата Огайо.
Даже если этот заголовок появлялся всего пару дней назад, он может начать казаться, словно это было несколько недель назад, просто из-за того, как часто его повторяли. Это ощущение побудило исследователей выяснить, может ли само повторение создавать искажение в том, как далеко назад во времени мы думаем, что что-то произошло.
Чтобы прикоснуться к этой идее, Юсиф и его соавтор — Бринн Шерман — провели серию экспериментов с изображениями объектов и онлайн-заданиями на память. В первом эксперименте 50 участников просмотрели последовательность изображений обыденных предметов, таких как степлер или лейка. Некоторые изображения показывались только один раз, в то время как другие повторялись в процессе пяти блоков испытаний. После просмотра последовательности участникам показывались те же изображения снова, и им предлагалось указать, когда они их впервые видели, перемещая маркер по визуальной временной шкале.
Ключевой дизайн эксперимента позволял проводить прямые сравнения: каждое повторенное изображение было сопоставлено с неизмененным изображением, которое показывалось непосредственно перед ним в оригинальной последовательности. Это означало, что обе картинки первоначально были увидены почти одновременно. Однако, несмотря на это, участники постоянно помнили о повторенных изображениях как о тех, что произошли раньше. Эта иллюзия оставалась сильной даже когда участники успешно узнали изображения, что указывает на то, что точность воспоминания о самих предметах не подстегивала данный эффект.
Исследователи также обнаружили, что чем чаще изображение повторялось, тем сильнее становилась иллюзия. Изображения, демонстрируемые пять раз, лучше запоминались как те, что произошли намного раньше, чем те, что показывались всего два или три раза. Эта закономерность сохранялась для всех семи наборов условий изображения.
«Нас удивила, насколько сильными были эти эффекты», — поделился Юсиф в интервью PsyPost. «У нас была догадка, что повторение может искажать временную память, но мы не ожидали, что эти искажения будут настолько значительными».
Для проверки, была ли эта иллюзия результатом стратегий памяти или сокращений — таких как предположение участников, что все, что повторяют, должно происходить ранее — исследователи провели последующий эксперимент с добавлением опросов. Участников попросили описать свои стратегии и оценить, как часто они полагались на повторение, когда помещали изображения во времени. Несмотря на то, что некоторые участники утверждали, что использовали такие стратегии, эти ответы не предсказывали силе иллюзии. Это означает, что эффект, вероятно, не был итогом преднамеренного мышления, а, скорее, чем-то более глубоким в том, как память и восприятие времени взаимодействуют.
Другой эксперимент исключил возможность того, что паузы между блоками изображений, которые могут сигнализировать о смене контекста или времени, были причиной эффекта. Когда участники смотрели те же виды повторяющихся изображений без перерывов между блоками, иллюзия оставалась столь же сильной.
В третьем эксперименте проверили, появится ли иллюзия снова, если людям заранее сказать, что им будут задавать вопросы о времени первого появления каждого изображения. Даже когда участникам четко предупреждали сосредоточиться на том, когда они видели изображение в первый раз, повторение по-прежнему вызывало у них неправильное судейство о времени первого появления.
В четвертом эксперименте исследователи попросили участников указать в процессе просмотра, было ли каждое изображение «новым» или «старым» каждый раз, когда оно появлялось. Это дало команде возможность проследить, какие повторения участники действительно запомнили. И снова иллюзия держалась: чем больше людей запоминали изображение, тем более вероятно, что они рассчитывали его первое появление раньше во времени. Статистический анализ показал, что это было не только количество раз, когда изображение показывалось, но количество раз, когда оно запомнилось, что наиболее важно.
Чтобы укрепить свои результаты, исследователи изменили формат в пятом эксперименте. Вместо временной шкалы они показывали участникам два изображения — одно повторенное, другое нет — и спрашивали, какое они видели первым. Хотя неизменное изображение всегда было первым, участники выбрали повторенное изображение как то, которое появилось первым почти в 80 процентах случаев.
Наконец, в шестом эксперименте команда проверила, сохранился ли этот эффект на протяжении более длительного времени. Участники смотрели последовательности изображений в течение пяти дней и возвращались через три дня, чтобы пройти тест памяти. Даже с такой растянутой временной шкалой люди по-прежнему помнили повторенные изображения как те, что произошли раньше. Эти результаты указывают на то, что иллюзия не является просто временной капризом, а постоянной чертой памяти, которая может формировать наше восприятие событий на протяжении дней и даже недель.
Это новое исследование проливает свет на запутанное явление: наше чувство времени не всегда совпадает с календарем. Ощущение, что что-то произошло «миллениум назад», не всегда надежный индикатор того, когда это действительно произошло, особенно если это событие повторялось много раз. Исследование также подчеркивает пробел в современных теориях памяти. Многие психологические модели предполагают, что более сильные воспоминания воспринимаются как более недавние, но эти результаты показывают обратное.
«Люди должны вынести две вещи: (1) Восприятие времени является иллюзией. То есть, наше чувство времени может систематически искажаться предсказуемыми способами. (2) Эти искажения могут быть значительными, даже если их причины просты (т.е. простое повторение информации)», — сказал Юсиф.
Существует несколько возможных причин, почему возникает эта иллюзия, согласно исследователям. Одна из идей заключается в том, что когда предмет повторяют, дальнейшие его представления могут «напоминать» нам о предыдущих, эффективно укрепляя память о первом появлении и углубляя ее. Со временем это может создать ощущение, что начальное событие произошло гораздо дальше в прошлом. Другая идея заключается в том, что наше восприятие времени не сохраняется непосредственно в памяти, а реконструируется с использованием таких подсказок, как повторение. В этом случае повторение может обмануть нас, заставив думать, что событие произошло намного раньше, чем есть на самом деле.
Как и все исследования, у работы существуют некоторые ограничения. Все участники были англоговорящими взрослыми, живущими в Соединенных Штатах, поэтому результаты могут не быть применимыми ко всем культурам или возрастным группам. И хотя эксперименты были разработаны, чтобы имитировать реальный опыт памяти, они все же проводились в контролируемой цифровой среде с использованием изображений объектов, а не сложных или эмоционально насыщенных событий.
Тем не менее, исследователи подчеркнули последовательность результатов в различных экспериментах. «Мы протестировали феномен различными способами, и он был невероятно устойчивым в каждом из этих случаев», — сказал Юсиф. «Это кажется нам особенно сильным эффектом».
Исследователи надеются, что будущие работы помогут выяснить, как эта иллюзия влияет на разные типы памяти — таких, как эмоциональные события, социальные взаимодействия или новости — и как она может влиять на принятие решений, планирование и даже общественное мнение. Также они предлагают изучить, действуют ли эффект иначе у детей, пожилых людей или людей с проблемами памяти.
«Мы по-прежнему заинтересованы в восприятии времени в масштабе повседневного опыта», — объяснил Юсиф. «Другими словами, мы действительно хотим понять, какие еще факторы влияют на то, как наши ментальные временные линии формируются нашим опытом».
Исследование «Иллюзия времени, вызванная повторяющимся опытом» было опубликовано онлайн 18 апреля 2025 года.
Вот мы и коснулись очередного шедевра научной мысли — исследования, которое открыло двери в мир нашего хрупкого восприятия времени. Ученые, похоже, решили, что им не хватает жевательной резинки для мозга: помню — значит, прошло много времени. Великий эффект временной повторяемости, который, не покидает ощущение некоего злого умысла маркетологов — ведь кто, как не они, повышают частоту повторяемости совершенно никому не интересных новостей в лентах?
Как сознание борется с упорством повторяющихся событий? Исследователи, вдохновленные скукой дождливого дня, провели шесть экспериментов, чтобы выяснить, когда же, черт возьми, мы в последний раз видели этот плоский степлер. Заказывая повторные показы изображения по типу «побольше-лучше», они обнаружили, что чем больше раз мы видим что-то, тем дальше в голове откладывается эта информация. Ей-богу, это просто восхитительно: не нужно даже помнить, какое событие произошло на самом деле — запомнили, так оно уже позавчера!
Как же это настраивает на мысли о нашем информационном пространстве? Мы, всего лишь марионетки, которых постепенно подминают под себя бездушные новости. Каждый день нас бомбардируют одинаковыми заголовками, и вот — насчет вчерашних событий мы начинаем верить, что они происходили, как минимум, в другой эпохе. Насчет конкурсы на лучшие фейки новых событий — искаженные воспоминания уже на подходе.
Исследователи уверяют нас, что действиями управляет не только светлая память, но и какие-то глубокие механизмы, о которых мы даже и подумать не могли. И тут, между строк, снова прослеживается след лоббистов — нельзя ли им как-то извлечь выгоду из нашего запутанного восприятия времени?
Так, не заметив, как чашка с кофе остыла, мы задумываемся о значимости результатов. Поскольку все эксперименты проводились только с англоговорящими взрослыми, читатели из других культур могут почувствовать себя обделенными. Или, возможно, они просто не успели забыть, когда настоящий политический реализм навалился на них с повтором.
А в конце концов, глядя на коронавирусные хроники и экономические катаклизмы, можно с уверенностью сказать, что временные искажения кажутся даже более правдоподобными. Давайте будем поддерживать ученых, которые надеются исследовать, как это все влияет на наше общественное мнение и принципы принятия решений. Они уже щедро распаковали эффект временной повторяемости — теперь только осталось доработать сценарий к следующему сериалу о том, как однажды в прошлом нас снова обманули.