Генетические и биологические улики указывают на роль воспаления в психическом здоровье. Большое исследование в Нидерландах показало, что воспаление последовательно связано с симптомами депрессии и тревожности, а также с тонкими нарушениями когнитивной функции, особенно с памятью и вниманием. Исследователи использовали как наблюдательные, так и генетические подходы, чтобы лучше понять, могут ли эти ассоциации быть причинными. Несмотря на то что большинство связанных факторов были незначительными, результаты подтверждают идею о том, что хроническое низкоуровневое воспаление может влиять на эмоциональное состояние и психическое функционирование. О находках рассказали в журнале "Translational Psychiatry".
Депрессия – одно из самых распространенных и инвалидизирующих психических расстройств в мире. Обычно она сопутствуется проблемами с памятью, вниманием и принятием решений. Эти когнитивные проблемы – не просто незначительные симптомы, а вносят вклад в долгосрочную инвалидность и сниженную качество жизни. Однако современные методы лечения депрессии и когнитивных расстройств часто являются лишь умеренно эффективными.
Одна из гипотез, набирающих популярность, заключается в том, что воспаление, особенно низкоуровневое системное воспаление, может быть причиной некоторых случаев депрессии и связанных с ней когнитивных проблем. Воспаление – это естественная реакция организма на инфекцию или травму, однако когда оно становится хроническим, оно начинает вмешиваться в функции мозга. Предыдущие исследования уже показали, что у людей с депрессией, как правило, повышены уровни воспалительных белков, таких как интерлейкин-6 и C-реактивный белок в крови. Однако, являются ли эти белки причиной депрессии или просто побочным продуктом плохого здоровья – вопрос остается открытым.
"Существует все больше доказательств того, что у некоторых людей депрессия развивается из-за скрытого иммунного дисфункции. Оценить это научно сложно, поскольку существует множество факторов, связанных как с депрессией, так и с иммунной дисфункцией (употребление наркотиков, плохое питание, стресс, избыточный вес), что осложняет разграничение причинных отношений", - заявил автор исследования Наойз Мак Гиоллабуи, ассистент профессора и клинический психолог в Массачусетской общемедицинской больнице/Гарвардской медицинской школе.
"Эта работа была возможностью исследовать связь между воспалительными биомаркерами и рядом исходов в области психического здоровья, используя очень крупное голландское когортное исследование и подход, который позволил бы нам проанализировать, связаны ли конкретные иммунные биомаркеры с определенными результатами психического здоровья."
В исследовании использовались данные из когортного исследования Lifelines, крупного популяционного исследования в Нидерландах, следящего за десятками тысяч людей в течение времени. В наблюдательной части исследования приняло участие более 55 000 взрослых, уровень C-реактивного белка в крови был также исследован, а также симптомы депрессии, тревожности и показатели результатов на когнитивных тестах. Кроме того, были доступны генетические данные более 57 000 участников, что позволило исследователям вычислить генетические баллы, связанных с несколькими воспалительными маркерами, включая интерлейкин-6, его рецептор и соединение, известное как GlycA.
Исследователи сначала изучили, связаны ли уровни C-реактивного белка с симптомами психического здоровья и когнитивным функционированием. Они выяснили, что более высокие уровни этого иммунного маркера связаны с увеличением вероятности депрессии, низким положительным эмоциональным состоянием, высоким негативным эмоциональным состоянием и несколько худшими показателями на заданиях, измеряющих исполнительные функции, внимание и психомоторную скорость. Эти ассоциации были статистически значимыми, даже после корректировки на важные факторы, такие как возраст, индекс массы тела и существующие болезни, хотя размер эффекта был относительно мал.
Затем команда изучила, есть ли у людей с генетической предрасположенностью к более высокому уровню воспаления также больший риск возникновения психических симптомов. Они вычислили генетические рисковые баллы на основе известных вариантов, влияющих на воспалительные белки. Здесь они обнаружили, что люди с более высокой генетической предрасположенностью к повышенному уровню C-реактивного белка или GlycA подвержены большему риску негативного влияния, а в некоторых случаях – соответствовали критериям депрессии или тревожности. Например, генетический балл, связанный с C-реактивным белком, был связан с более высоким риском тревожности, в то время как балл для GlycA был связан с более высоким риском большого депрессивного расстройства.
Интересно, что большинство генетических рисковых баллов не были связаны с когнитивными итогами, за одним исключением. Люди с генетическими вариантами, ассоциированными с более высокими уровнями растворимого рецептора интерлейкина-6 — ключевого компонента сигнальных путей иммунной системы — показали несколько худшие показатели памяти. Это открытие подразумевает возможную роль конкретных воспалительных путей в функции памяти.
Третий метод, использованный исследователями, заключался в Менделевской рандомизации, который позволяет выяснить, может ли такой фактор, как воспаление, вызывать определенные исходы, а не просто коррелировать с ними. Этот метод использует случайное наследование генетических признаков, чтобы минимизировать смешивающие переменные. Используя этот подход, исследователи нашли некоторые предварительные доказательства того, что повышенный C-реактивный белок может причинно увеличивать риск тревожности. Однако ассоциация была едва ниже статистической значимости, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительных исследований для подтверждения этого результата.
Одним из самых последовательных находок по всем методам была связь между воспалением, особенно C-реактивным белком, и негативным влиянием. Это относится к общей тенденции испытывать неприятные эмоции, такие как гнев, печаль или страх. Тот факт, что как измеряемое воспаление, так и генетический риск воспаления были связаны с негативным влиянием, добавляет веса идее о том, что активность иммунной системы может влиять на эмоциональные состояния помимо традиционных диагностических категорий, таких как депрессия или тревожность.
Хотя результаты подтверждают идею о том, что воспаление вносит свой вклад в психологические симптомы, авторы подчеркивают, что observed эффекты были малозначительными. Они полагают, что воспаление может играть роль в подгруппе людей или в специфических типах симптомов, таких как анедония, усталость или раздражительность. Эти симптомы ранее были связаны с активностью иммунной системы и могут определять отдельный подтип депрессии с биологическими основами.
Исследование также добавляет к растущему количеству исследований, предположений о том, что воспалительные пути могут быть более важны для понимания эмоционального благополучия, чем для понимания когнитивного функционирования. Ограниченные ассоциации между воспалением и результатами когнитивного тестирования, особенно в генетических анализах, подразумевают, что любые когнитивные эффекты воспаления могут быть более тонкими или зависимыми от контекста. Однако одно примечательное исключение, касающееся сигнализации интерлейкина-6 и памяти, подчеркивает необходимость дальнейших исследований конкретных имунных путей и их когнитивных эффектов.
"Эти находки нашли довольно последовательные ассоциации между иммунным маркером, измеренным в крови, и депрессией, тревожностью, когнитивными способностями и негативным влиянием", - сказала Мак Гиоллабуи PsyPost. "Мы также нашли некоторые свидетельства того, что генетическая предрасположенность к повышенным уровням иммунных маркеров была связана с депрессией, тревожностью, памятью и негативным влиянием, что указывает на то, что эти ассоциации могут быть причинными."
Но, как и в любом исследовании, существуют ограничения. Выборка состояла преимущественно из людей европеоидной расы, что может ограничить, насколько широко результаты могут быть применимы. "Необходимо больше работы, чтобы выяснить, универсальны ли эти результаты для других групп", - сказал Мак Гиоллабуи. "Во-вторых, влияние генетики, используемой в этом исследовании на наши биомаркеры, было довольно скромным, и сложно понять, могут ли более значительные увеличения иммунных биомаркеров иметь накопительный и потенциально более сильный эффект на результаты, которые мы исследовали."
"Наша работа сосредоточилась на ассоциациях в общем населении, которые в целом показали небольшие ассоциации между иммунными маркерами и исходами психического здоровья. Необходимо провести дополнительные исследования для повторения этих находок и сосредоточиться на определенных подгруппах и жизненных стадиях (например, пожилые люди)", добавила соавтор Хлоя Слейни, старший научный сотрудник Университета Бристоля.
Несмотря на эти ограничения, результаты предоставляют новые доказательства того, что воспаление может играть небольшую, но измеримую роль в формировании эмоциональных переживаний и психическом здоровье. Важно, что согласованность результатов в разных видах анализов укрепляет уверенность в том, что иммунная активность вносит вклад в определенные психологические черты и симптомы.
"Долгосрочная цель – лучше понять, какую роль играет иммунная дисфункция в депрессии, чтобы определить цели лечения", - объяснил Мак Гиоллабуи. "Я в настоящее время провожу механистическое клиническое испытание, в котором изучается, приводит ли экспериментальное подавление иммунной сигнализации у депрессивных людей с высоким уровнем воспаления к изменениям настроения и когнитивных способностей, а также к основным механизмам, связанным с иммунной системой. Многие исследователи по всему миру работают над этим более глубоким вопросом. Я надеюсь, что мы сможем использовать эту информацию для разработки новых и более эффективных методов лечения."
Исследование "Роль воспаления в депрессивных и тревожных расстройствах, негативном влиянии и когнитивности: генетические и негенетические находки в исследовании Lifelines" было написано Наойзом Мак Гиоллабуи, Хлоей Слейни, Гибраном Хемани, Эймером М. Фоли, Петером Я. ван дер Мостом, Ильей М. Нолте, Гарольдом Снидером, Джорджем Дейви Смитом, Голамом М. Ханакером и Катариной А. Хартман.
Исследование о воспалении и его роли в психическом здоровье постепенно пробуждает интерес, вероятно, не меньше, чем рекламные кампании производителей антидепрессантов. В Нидерландах ученые «обнаружили», что хроническое низкоуровневое воспаление – это не просто неисчерпаемое поле для научных дебатов, но и, возможно, виновник нашей психологической несчастливости. Забавно, что с такой же легкостью можно было бы обвинить в этих бедах недостаток авокадо в рационе.
Если верить авторам исследования, воспалительные маркеры в крови выступают в роли маленьких злостных демонов, подтачивающих нашу психику, словно старые ненадежные трубы. А уж кто извлекает выгоду из этой «находки»? Представьте в кресле директора-инвестора крупных фармацевтических компаний, потирающего руки в предвкушении – настроить людей на «питательные» добавки и дорогие лекарства как только они начнут понимать, что уровень C-реактивного белка у них зашкалил.
Смешно, но даже генетические рисковые баллы, которыми щеголяют исследователи, выглядят как очередная игра в биржевые манёвры, где победители, увы, известны заранее. Да и как не вспомнить восторг агентов по продаже добавок, которые с радостью подбросят свою долю в истории о роли иммунной дисфункции в возникновении депрессии. Сомнения о том, являются ли повышенные уровни белков результатом плохого здоровья или лишь забавной побрякушка от природы, оставим для лекториев.
Для науки, любящей аргументировать свои открытия, маневры с «возможной причиной» и «влиянием» превращают любое исследование в нечто большее, чем просто набор статистических выборок. Наойз Мак Гиоллабуи и его команда, кажется, предлагают нам поверить в чудо-средства, а следом – в исследовательские гранты, которые, как поправки, могут привести к более «эффективным методам лечения».
Вспоминая о женщинах с авокадо, остается только посмеяться над тем, как сотрудники больниц и исследовательских центров, не успев отдохнуть, уже планируют очередные эксперименты. Все это напоминало бы веселую науку, где кассовый аппарат дерзко сходит с ума от числа опробованных антидепрессантов. Ведь, так приятно знать, что «чего-то» не хватает, чтобы вырваться из бескрайних полей тревоги и депрессии.
Каждый раз, когда ученые говорят о «недостатках», «ограничениях» и «следующих шагах исследования», где-то за кулисами корпораций смеются, ведь, как показал опыт, чем больше непонятного, тем больше желания у людей платить за решение. Так что, если у вас вдруг повысится уровень C-реактивного белка, не спешите в аптеку — сначала подумайте, что может, вам просто не хватает внимания, а не таблеток.
Так что вперед к исследованию иммунной связи — может, в них кроется секрет хорошего настроения... или просто хорошие маркетинговые стратегии для компаний, которые с радостью будут продвигать заговоры против вашего душевного спокойствия.