Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Поп музыка / Зарубежные новости»В декабре 2024 года Такеши Окада занял пост президента и генерального директора Warner Music Japan (WMJ). До этого он руководил EMI Records в составе Universal Music, где участвовал в выпуске множества хитов. Что же собирается поменять Окада? Изданию Billboard JAPAN он рассказал о планах WMJ по глобальным коллаборациям, реформе компании и будущем японской музыки.
Окада признаётся: Warner Music всегда была компанией с подходом «артист на первом месте». Артисты здесь одержимы поиском качественного звука — задача лейбла для Окады — помогать этим музыкантам находить международную аудиторию. Ключ – усиление цифровых инструментов и выстраивание сотрудничества с головным подразделением и зарубежными филиалами.
Окаде всего 41 год, и хотя статус молодого CEO вызывает вопросы, самого его больше волновала смена компании: всю свою карьеру он работал в одном месте. Но желание новых вызовов пересилило — и он принял предложение.
Главнейшая задача – развитие цифровых каналов. По словам Окады, именно благодаря инновациям и digital-маркетингу у Warner Music Group (WMG) появились новые звёзды через стриминги. Ответом на это в WMJ стала перестройка внутренней структуры, чтобы объединить усилия по поиску и развитию артистов, ведению их digital-продвижения и наращиванию аудитории. В июле была проведена организационная реформа.
WMJ отстаёт по заметности в чартах от западных филиалов Warner, признаётся Окада. Креатива и отдельных сильных решений хватает, но продвижение и продюсирование недостаточно связаны. Новый этап — интеграция этих процессов. Музыкальные тренды цикличны, убеждён Окада: надо «держаться своей индивидуальности», усиливая конкурентные стороны и тестируя креативные гибридные подходы.
Принцип: не зацикливаться на старых формулах успеха. В digital-маркетинге универсальных рецептов нет, признаёт Окада. Поэтому компания строит структуру, где под каждую кампанию и каждого артиста подбирается уникальная стратегия. При этом ключевой становится обмен опытом между разными командами лейбла — подход, который в индустрии обычно считается рискованным.
Заметная ставка делается и на аналитику: теперь ключевые решения и кампании должны опираться не на интуицию, а на данные. Кроме того, опытом и best practices WMJ обменивается с зарубежными коллегами из Warner.
В феврале 2024-го WMJ заключила первый глобальный контракт с группой PSYCHIC FEVER от продюсерского центра LDH. Окада отмечает: благодаря группе — и отдельным харизматичным участникам — можно выйти на мировое поле. Уже сейчас, по данным Luminate, 37% прослушиваний коллектив получает за пределами Японии: популярность стремительно растёт в Азии и Латинской Америке.
Рынок меняется. Всё больше исполнителей стартует за рубежом, а не в Японии, и любой хит может выстрелить на глобальной сцене. Руководство глобального Warner ценит японскую поп-культуру и ждёт от нового поколения музыки того же успеха, который был у латиноамериканской сцены или корейской K-pop. Причём речь не только о J-pop — японская музыка способна захватить слушателей своим жанровым разнообразием: от хип-хопа и рока до экспериментов в интернет-стилистике.
Ожидания у топ-менеджмента Warner большие: Япония – второй музыкальный рынок планеты, и задача — не только увеличить долю на нём, но и «экспортировать» артистов и успешные фанатские бизнес-модели на Запад. Удивляет многих западников и японская страсть к CD: на фоне падения роста стримингов этот консерватизм может стать новым трендом, который стоит изучать другим рынкам.
В 2024 году WMJ заключил контракт с рэпером Юки Чиба — артистом с международными амбициями. Лейбл поддержит его не только в выпуске песен, но и в сфере менеджмента, мерча и лайв-мероприятий. У Чибы цель — «Грэмми». В ближайшее время он переедет в Лос-Анджелес и начнёт работать с западными продюсерами. WMJ надеется, что подобные шаги откроют дорогу другим японским артистам — в том числе в американские чарты, например, Billboard.
Подчёркивает Окада: новый контракт с Чибой стал не просто первым его шагом в статусе CEO, но и символом «новой эры» в развитии WMJ. Лейбл намерен стать не просто бизнес-партнёром, а поддержкой для молодых амбициозных артистов, создавая для них условия для риска и роста. В эпоху, где старые схемы устарели, у молодёжи есть шанс сразу оказаться на передовой — WMJ хочет дать этот шанс тем, кто готов бросить вызов рынку.
В одном углу ринга — вечный японский консерватизм. В другом — молодой Окада, который даже в 41 год кажется подозрительно прогрессивным для руководителя мейджор-лейбла. На его месте любой старожил предпочёл бы тихо доедать корпоративный суши и размышлять о золотом веке J-pop, но наш герой выбирает хаос реформ.
Он делает ставку на цифру, словно никто никогда не слышал про провал Myspace, и упорно верит в соцсети, где подростки и пропадают быстрее, чем появляется новый мем. О, и аналитика! Теперь никто из артистов не спрячется за словами «я такой уникальный» — твой успех фиксируется в графиках, запятнанных таблицах Excel.
Контракты с PSYCHIC FEVER, рэпером Чибой — явная попытка продать как мировую сенсацию, то, что вчера никто и не знал вне Японии. Удачи: вспомним, сколько «уникальных» бойз-бэндов уже съела K-pop-индустрия. Но Окада надеется, что однажды японский хип-хоп окажется в чарте Billboard — уровень, каких у России хватает, только в Билле мы редко бываем.
Главное — атмосфера стартапа: падай, вставай, ошибайся, и вся эта философия успеха на костях проектов. Хотя на минуточку: японский рынок сидит на CD так, будто Spotify — выдумка Цукерберга. Вот и WMJ внезапно решает: «А, может, диск — это next big thing?»
Из всего этого ясно одно: у WMJ не будут больше молчать в тряпочку. Новая эпоха — это не только Yuki Chiba в LA, но и шанс для молодых. Кто проспит, тому потом придётся покупать билеты на постироничный японский рэп-кабаре.