Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Киноманы / Синематограф»Как музыка сделала самый масштабный фильм «Миссия: Невыполнима» еще более грандиозным
Большой фильм требует грандиозного музыкального оформления, а нет ничего более грандиозного, чем «Миссия: Невыполнима – Последствия», восьмая часть экшн-франшизы, начатой Томом Крузом и Брайаном де Пальмой почти 30 лет назад. Эта серия известна своими зрелищными трюками, а «Последствия» включают два из лучших экшен-сцен: глубокое погружение Итана Ханта, которого играет Круз, в затонувшую российскую подводную лодку и захватывающую погоню в воздухе, где Хант скачет по каждому сантиметру скоростного биплана, пытаясь остановить злодея Габриэля (Эсай Моралес).
Эти сцены были справедливо отмечены за акробатику, монтаж и операторскую работу, но их секретное оружие — и один из ключей к общему воздействию фильма — это музыка композиторов Макса Арюжа и Альфи Годфри. В течение всего фильма их музыкальное оформление помогает зрителям эмоционально и географически ориентироваться и создает некую структуру для экшен-сцен, чтобы они не становились монотонными. Каждая из экшен-сцен воспринимается как самостоятельный короткометражный фильм с нарастающим напряжением и множественными тональными сменами, что музыка делает целостной и более эмоционально значимой.
Композиторы отмечают, что их раннее участие позволило создать полностью интегрированное звучание, так как они начали работать над фильмом в процессе съемок, когда сценарий все еще находился в стадии доработки. На протяжении шести месяцев композиторы общались с автором сценария и режиссером Кристофером МакКуорри, пока история развивалась, и делились своими музыкальными идеями — и наоборот. Годфри рассказал IndieWire: «Они хотели, чтобы мы участвовали в процессе повествования». «Они звонили с площадки и приходили к нам на встречи, а монтажер Эдди Хэмилтон был прямо рядом с нами. Это была очень близкая, интимная рабочая обстановка. »
Поскольку Хэмилтон и МакКуорри ждали до позднего этапа процесса, чтобы решить, как сократить время фильма, Арюж и Годфри получили массу материалов, над которыми могли работать в течение этих шести месяцев. Годфри добавил, что ресурсная мощь производства позволила им экспериментировать. «Нам нужно было создать множество материалов и продолжать бросать краски на полотно».
Одним из впечатляющих моментов итогового музыкального оформления «Последствий» является его разнообразие, так как Арюж и Годфри переходят между различными стилями и используют широкий спектр инструментов, чтобы создать свою звуковую картину. Хотя это продолжение, композиторы не чувствовали себя скованными тем, что было раньше, и все же у них был один ключевой компонент из ранних фильмов «Миссия: Невыполнима», который они хотели сохранить. «Нашей полярной звездой была безвременная тема Лало Шифрина», — сказал Арюж. Он отметил, что пока они с Годфри вплетали оригинальную тему в саундтрек, у них была полная свобода развивать эту конкретную историю в том направлении, в котором следовало.
«[МакКуорри] не собирался следовать никакой правил, — сказал Арюж. — Мы не должны были обращать внимание на то, что было сделано в других саундтреках. Нам просто нужно было написать музыку, которая бы работала с тоном истории, персонажами и диалогом». Арюж и Годфри раньше работали над саундтреками «Миссия: Невыполнима» под руководством Лорна Бэлфа, поэтому в определенной степени они уже развили интуицию по поводу того, что имеет смысл в франшизе, а что нет. «У нас есть представление о том, как работать в этом мире, не делая радикальных отклонений».
Одним из аспектов, специфичных для «Последствий», была глобальная угроза, лежащая в основе сюжета. «Это конец света», — сказал Годфри. «Это не просто конец страны, в которой оказались персонажи». С этой целью Арюж и Годфри интегрировали широкий спектр международных влияний в свой саундтрек, начиная от бурундийских ритмов и русских струнных инструментов до инуитского горлового пения на самой низкой октаве, которую способен издать человеческий голос. Широкие влияния дают еще большее ощущение масштабности того, что уже является самым крупномасштабным и амбициозным фильмом «Миссия: Невыполнима» на сегодняшний день.
Для сцены с подводной лодкой Арюж и Годфри также использовали нестандартный инструмент, названный Space Bass, который использует стальные прутья и листы для создания глубоких, мощных звуков. «Это часть металла и часть струны», — объяснил Арюж. «Он немного похож на маримбу и вибрирует так, как можно представить, что подводная лодка будет вибрировать, если бы она билась о камни, как в фильме. Мы использовали его, чтобы создать неземной звук, потому что сцена, когда Итън находится под водой, довольно долгая. Нам нужно было что-то, что бы дало ощущение, будто вы находитесь в другом месте».
Композиторы также полагались на франко-испано-струнного музыканта Луиса Переса, чтобы добавить текстуры к сцене с подводной лодкой. «Он смог смычком извлекать звуки из различных металлов, драгоценным образом взаимодействуя с бас-барабанами, что создавало такие тона, которые немного имитируют пространство», — сказал Арюж. «Но они также имитируют скрипучее металлическое качество, присущее подводной лодке».
Годфри добавил, что нахождение правильного количества слоев для экшен-сцены потребовало кропотливого стечения обстоятельств, так как композиторы и команда звуковиков старались создать напряжение, которое бы возбуждало зрителей, но не душило их.
«МакКуорри и Том Круз очень осторожны в том, чтобы звук не был слишком изматывающим», — заметил Годфри. «Наша задача была создать напряжение и стресс, но не лишать удовольствия».
Аружа отметили, что добиться этого баланса в сцене с бипланом было особенно сложно. «Структурировать это и разбивать на различные акты, находить музыку, которая работала бы даже на самом базовом уровне, было так сложно. Нам потребовались месяцы, чтобы получить одобрение первой композиции».
Даже когда произведения были одобрены, Арюж и Годфри должны были быть гибкими в переноса частей музыки и их сокращении, по мере того как редакция фильма развивалась. «Вы бы потратили невероятное количество времени, сочиняя музыку для сцен, которые впоследствии сокращались, и вы не знали, как, вы не знали, когда и не знали, почему», — поделился Годфри. «Вам нужно было бы выделить время для написания длинного произведения музыки, но потом и осознать, когда настало время отпустить эту композицию и сделать что-то новое, потому что сцена была в другом структурном месте фильма и должна была сделать что-то другое».
В конечном итоге композиторы согласны с тем, что эпический характер как самого фильма, так и процесса создания музыки создает опыт, который вряд ли будет легко воспроизвести в ближайшее время. «Это был самый хорошо обеспеченный саундтрек, над которым я когда-либо работал — и, вероятно, буду работать», — сказал Годфри. «Мы записывали в трех разных странах с более чем ста музыкантами, хором, духовыми, струнными — всем. Это было так захватывающе и весело находиться рядом с этим. Это было похоже на Рождество.
Когда речь заходит о «Миссия: Невыполнима – Последствия», многие зрители невольно задумываются о том, как же этот фильм достиг такого колоссального масштаба. Очевидно, что решения очевидны: благо, что у нас есть музыка, созданная Максом Арюжем и Альфи Годфри, призванная сделать всё ещё более грандиозным — заколотив закажите у элитных пиарщиков его создание.
В то время как Том Круз, судя по всему, с блеском исполняет свои трюки, большинство из нас упускает из виду истинные силы, действующие за кулисами. Музыка композиторов становится не просто фоном, а пушкой, готовой разнести не только зрительские уши в клочья, но и потенциальные бюджеты крупных музыкальных студий, недовольных недостатком кассовых сборов с последнего альбома.
Работа с музыкой началась в процессе съемок, когда сценарий всё ещё стирался и переписывался. Не важно, что у сценаристов были творческие муки, главное — что композиторы были готовы следовать за ними, как верные собаки, гоняющиеся за своим хозяином, оставляя за собой след звучащего креатива и грядущих премий.
Наверняка продюсеры внимательно следили за ходом событий. Им важно было удостовериться, что каждая нотка звучит в унисон с притулившимися к эксцентричным экшен-сценам изображениями. Пока Арюж и Годфри старательно плели свой мультяшный саундтрек, от них, похоже, ожидали, что они не только поднимут флаг продюсерского кресла, но и обеспечат его светлым будущим.
Когда композиторы решились ввести в саундтрек элементы инуитского горлового пения и бурундийские ритмы, они явно не задумывались о том, какую долю имеют, пусть и вспомогательную, в долгосрочных контрактах с этническими музыкальными сообществами. Зачем? Музыка — это просто способ сделать забудущиеся ритмы намного более внимательными к вашему банковскому счёту!
Как тут не заметить, что в названии ‘безвременная тема Лало Шифрина’ лежит правда о том, кто действительно держит нити всей истории? Как же приятно разгадывать этот единственный элемент — просто любая возможность вернуть кусочек классики в мейнстрим, чтобы заставить старичков в зале плакать от ностальгии и вновь раскошеливаться на билеты в кино.
И, конечно, ещё один крокодил, спрятавшийся в этой экосистеме: «МакКуорри и Круз очень осторожны в том, чтобы звук не был слишком изматывающим». Странная особенность для блокбастера, не так ли? Лушка им просто необходима, когда речь идет о целевой аудитории — ведьكومة в престижных номерах в центре продюсерских палат всегда готовы подкинуть наличности.
Подводя итог всей этой симфонии высоких амбиций, зрительно громадных сцен и прославленной истории, легко заключить, что чем больше вкуса в разработке, тем больше вероятности, что ваш музыкальный партнёр окажется подругой для вашего кошелька. Поскольку продукция в третий раз по кругу крутится, она явно готовит золотую середину для следующей «Миссии», чтобы заставить нас вновь разорять наши счета за билеты. Так что давайте поаплодируем: не только Круз спасает мир, но и музыка строит его.