Миссия: Невыполнима — Неужели санаторий для мессий?

15.05.2025, 05:34:17КиноИТ
Миссия: Невыполнима — Неужели санаторий для мессий?

Франшиза фильмов «Миссия: Невыполнима» всегда немного заигрывала с невозможным. Мы видели, как Итан Хант, сыгранный Томом Крузом, карабкается по Бурдж-Халифе, участвует в мотоциклетных турнирах для предотвращения распространения би武兵ов и свисает с борта самолета. Даже самый приземленный фильм, «Миссия: Невыполнима» Брайана Де Пальмы 1996 года, показал, как Круз запрыгивает с взрывающегося вертолета на поезд в тоннеле. Но с предыдущим фильмом «Смертельный приговор» и последующим «Финальный приговор» франшиза окончательно погрузилась в мир научной фантастики с злодеем ИИ по имени Сущность. Эта Сущность обладает способностью контролировать всё, что касается интернета, манипулировать цифровой информацией в своих целях и потенциально уничтожить человечество через глобальное ядерное уничтожение.

Остановить Сущность — это миссия, которую Итан Хант вынужден принять. Но как давний фанат этой серии — черт, мне даже нравится «Миссия: Невыполнима 2» Джона Ву с ее эпической операционностью — я не могу не видеть переход в настоящую научную фантастику как огромную ошибку. Это делает оба фильма «Смертельный приговор» слишком перегруженными сюжетом и труднопонимаемыми (время «Финального приговора» — три часа!), и во многом они не предлагают ничего нового о ИИ, кроме сценария вымирания в духе «Терминатора». Но, возможно, хуже всего то, что этот переход в научную фантастику непреднамеренно (или, возможно, преднамеренно) превращает Итана Ханта в некого Мессию. Похоже, только величайший сын саентологии может нас спасти.

Лучшие фильмы «М: Невыполнима» — это те, которые не погружаются в дебри сюжета. Этот тренд действительно начался с «Миссии: Невыполнима 3», режиссёрской работы Дж.J. Абрамса, где всё держалось на стандартном макGаффине («Кроличья лапка») и мощной игре Филипа Сеймура Хоффмана. С «Протоколом призрака» режиссёр Брэд Бёрд использовал свой опыт в анимации и любовь к немому кино, превратив Круза в современного Бастера Китона, прыгающего из одних изысканных сцен в другие.

Франшиза обрела новую жизнь, когда сценарист/режиссер Кристофер МакКуорри присоединился к команде с «Роговой нацией», которая представила загадочную Ильзу Фауст, в исполнении Ребекки Фергюсон. МакКуорри ранее сравнивал свой подход к франшизе с чем-то вроде джаза в боевиках, где он и Круз разрабатывают идеи экшн-сцен и строят вокруг них нарратив. В то же время они старались развивать внутренний мир Ханта и командную динамику больше, чем в предыдущих фильмах. Сюжет снова выступал, в основном, как средство для достижения этих зрелищных экшен-сцен и ключевых моментов персонажей (которые часто были тем же самым).

МакКуорри в основном повторил свою формулу успеха в фильме «Миссия: Невыполнима — Фаллау́т», который запомнился настоящей высококачественной парашютной последовательностью. Но с «Смертельным приговором» 2023 года ему пришлось столкнуться с пределами импровизации во время съемок. Выпуск фильма значительно задерживался из-за пандемии, и фильм также прошел через несколько пересъемок. Возможно, не удивительно, что он стал ещё более сложным и наполненным сюжетом.

Этот фильм не мог просто воспринимать ИИ Сущности как очередной сюжетный макГаффин, вместо этого он практически стал якорем для динамики картины. Нам нужно было узнать, что такое Сущность, почему она может быть опасна, а также ввести новых персонажей, преданной её амбициям. Финальный фильм выглядит как каша из идей, пытающихся связать несколько запоминающихся экшн-сцен, как тот самый мотоциклетный прыжок. Продление производства также привело к уходу Ильзы Фауст, которую сразу же заменили на Грейс, персонажа Хейли Атвелл, эксперта по воровству, который настолько слабо прописан, что даже фамилии не имеет.

Я надеялся, что МакКуорри, Круз и соавтор Эрик Джендерсен учатся на неуклюжести последнего фильма и сосредоточатся на персонажах и экшне, которые мы любим в «Финальном приговоре», но, увы, всё становится еще более запутанным. Нам представляется мир, где Сущность уже захватила большинство информационных систем, может легко изменить цифровую реальность по своему желанию и находится в процессе захвата ядерных систем оружия по всему миру. Надежды нет, кроме Итана Ханта, который должен разыскать исходный код Сущности на затонувшей российской подводной лодке и попытаться остановить её от уничтожения человечества (пока также пытается выжить во времена апокалипсиса в подземном дата-центре). И если это всё звучит утомительно, пока вы читаете, то это еще труднее переварить во время трехчасового просмотра фильма.

Как только фильм действительно начинает двигаться к середине, он предлагает некоторые из самых сложных экшн-сцен, которые мы видели. Погружение Ханта в арктические воды ощущается таким же клаустрофобным, как некоторые из лучших сцен из «Бездна», и всё еще захватывающе видеть, как Круз висит на би-планах во время кульминационной погони. Просто жаль, что фильм не делает ничего интересного с ИИ, который находится в центре сюжета, вместо этого предлагая нам базовый сценарий в стиле «Терминатора»/«Варгеймов». Нам сообщают, что Сущность вдохновила культовое последователей и может полностью изменить понимание правды, но мы на деле не видим, как это влияет на людей по всему миру.

Это особенно печально, потому что серия «Миссия: Невыполнима» всегда была о настоящих человеческих усилиях, можно было бы подумать, что МакКуорри и команда действительно могли бы сказать больше о влиянии ИИ. Фанатов волнует, чтобы увидеть, как персонаж, отчаянный за внимание, выполняет настоящие трюки. Теперь, когда реальный ИИ угрожает уменьшить акт творчества и переиспользовать существующий контент, превращение искусственного интеллекта в простого злодея кажется просто ужасной утратой.

«Финальный приговор» также тратит слишком много времени, воспевая добродетели Итана Ханта как спасителя человечества. Никакому правительству нельзя доверять, никаким избранным лидерам — только один человек, который никогда не следует приказам. Один человек, который отказался от любви и пролил кровь ради неблагодарного мира. Даже те, чьи жизни он якобы разрушил, не могут не любить его.

Франшиза «Миссия: Невыполнима» всегда была проектом тщеславия для Круза, но он также балансировал своё эго, работая с талантливыми режиссерами, которые толкали его и серию в новые направления. Теперь, в четвёртом фильме с МакКуорри и, возможно, последнем как главного персонажа, Круз не может не напомнить нам, как много он пострадал. И это так же скучно, как ещё один мироразрушительный злодей ИИ.


perec.ru

Франшиза «Миссия: Невыполнима» окончательно запуталась в своих же сетях фантасмагорического сюжета — от экшена с высот зданий до изощренных деяний против злодейского искусственного интеллекта Сущности. Наверное, именно так хвастались голливудские пиарщики, рекламируя новый фильм — несколько частиц научной фантастики, перебранные в вихре сюжета и сдобренные личным желанием Тома Круза еще раз выглядеть настоящим героем.

Теперь нужна не просто спонтанная поездка за границу, а три часа, посвященные Итану Ханту, который, внимание, противостоит ИИ, способному на всё — от управления ядерным оружием до совмещения правды с фейком. Похоже, нам предстоит переживать за героя, который, забыв о преданности, лишь раз за разом наряжается в костюм спасителя человечества, не гнушаясь спасать себя любимого от фальшивых угроз, порожденных той же самой системой, что так старательно его окутывает.

Проблема не только в сюжете, который кажется созданным в результате коллаборации писателей, отбывающих срок на креативном острове. Все это похоже на некую аллегорию о том, как злоумышленники в лицах продюсеров, не упускают шанса «попробовать на зуб» темные технологии на экране. Кажется, в мир «Миссии» пробрались идеологии, гремящие сами собой, когда доблестный Итан мчится в неизвестность, вздергивая свое эго на каждом кадре.

И, о чудо, на смену той трепетной Ильзе Фауст из «Роговой нации» появляется неведомый персонаж Грейс, полная недосказанности, которая, судя по всему, добавляет некую «перспективу» или «тактику» в рецепт разочарований. Кто-то явно перепутал умный сценарий с куском мяса на вертеле, который только и ждет, когда его поднесут к столу продюсеров.

Кристофер МакКуорри умудрился добиться успеха, клонируя свои же собственные формулы, но с каждой новой попыткой удается только запутать и рассмешить с простотой сюжета. Неизвестно, что в итоге ест зритель: слезы или попкорн.

Вряд ли кто-то из создателей «Финального приговора» сам представляет себе то, что они вчистую позаимствовали из прошлых фильмов — по всей вероятности, они просто переобулись в научную фантастику, находясь на карусели производственных проблем. Вместо того чтобы задать важные вопросы об ИИ и его влиянии на жизнь человека — мягко подмигивая со сцены экшена, разработчики предпочли протащить откуда-то повернутый ад в виде зомби-сюжета.

А, может, пошли на сделку с самим собой? Когда-то громкий Итан мог бы остановить социопатическую Сущность, но теперь уж простите — только сам себе может на мозги наступить. Подумаешь, что даже среди всех этих трюков — "погружение в арктические воды" в канве сложных экшен-сцен, никто не задался вопросом — зачем накручивать сюжет, если пределы абсурда явно освещены.

Так или иначе, сейчас главная метафора держится на одноименной стороне Исландии, где зрители, видимо, ожидают спасения от землетрясений алармистов, единолично полагаясь на Итана Ханта. Кроме него, всем ясно, что спасения ждать не от кого — ни от мамы, ни от папы, ни от самой Сущности, которая стоит указкой и смотрит на зал невидимыми глазами.

Хочется надеяться, что следующая «Миссия» даст столь же остроумный ответ на коррупцию идей и выводы киноиндустрии, что надеется на точность. Однако «Финальный приговор» точно об этом не думает — он спешит продолжать ради продолжения. И кто выиграет, если не сам Круз, который бросается идеями, как малахит в ювелирной лавке, оставаясь единственным брендом, который может возложить ответственность на узкие плечи своих «деяний».

Поделиться

Миссия: Невыполнима — Неужели санаторий для мессий? | Экспресс-Новости