Роза из «Гипси» – самая великая роль в истории Бродвея? Так говорит история премии Тони.
Какова величайшая главная роль в истории Бродвея? Если верить количеству номинаций на премию Тони, начиная с 1947 года, то ответ – Роза из «Гипси».
Каждая актриса, воссоздававшая этот персонаж на Бродвее, по меньшей мере, была номинирована на Тони за лучшую женскую роль в мюзикле – от Этель Мерман, самой первой исполнительницы роли в 1959 году, до Одры Макадоналд, которая зажигает в нынешнем обновлении мюзикла, номинация на которую была объявлена в четверг, 1 мая.
Анжела Лансбери, сыгравшая в ремейке 1974-75 годов, и Тайна Дэли, которая исполнила роль в 1989-90 годах, получили награды Тони за свои выступления. (Линда Лавин, заменившая Дэли, не была номинирована, поскольку замены в театре не имеют права на участие.) Бернадетт Питерс, сыгравшая в ремейке 2003-04 годов, была номинирована, а Патти Лупон, участвовавшая в 2008-09 годах, выиграла.
Ни одна другая главная роль – ни в мюзиклах, ни в пьесах – не привела к шести номинациям на Тони. В качестве лиц-участников на втором месте мы можем видеть Tevye из «Скрипача на крыше», которого пять актеров номинировались за лучшую мужскую роль в мюзикле, и Джози Хоган из «Луны над заблудшими», за которую также пять актрис удостоились номинации на звание лучшей актрисы в пьесе.
Более того, актрисы, играющие Розу на крупных и малых экранах, также завоевывали Золотые глобусы за свои выступления. Розалинд Рассел была удостоена награды за лучшую женскую роль – мюзикл или комедия в 1963 году за фильм, выпущенный в 1962. Бетт Мидлер выиграла в 1994 году за лучшее исполнение актрисы в ограниченной серии или антологии за роль в телевизионном фильме 1993 года. Также она получила номинацию на Праймтайм Эмми за эту роль.
Нет ничего удивительного в том, что роль Розы привела к такому количеству наград и номинаций. Актрисе, играющей эту роль, предстоит исполнить некоторые из самых великих песен, когда-либо написанных для бродвейского мюзикла, включая «Некоторые люди», «Все идет, как по маслу», «Поворот Розы» и «Маленький мир» (последняя была номинирована на Грэмми в 1960 году). Джюл Стайн и молодой Стивен Сондхейм работали над музыкальным сопровождением.
Оригинальный альбом 1959 года был включен как в Зал славы Грэмми, так и в Национальный реестр звукозаписей.
«Гипси» также включает одну из самых впечатляющих второстепенных ролей в истории Бродвея – дочка Розы, Луиза. Шесть актрис номинировались на эту роль, что больше, чем для любой другой второстепенной роли. Сандра Черч была номинирована за исполнение роли в оригинальной версии. Джой Вудс была номинирована за последнее обновление. Между ними были номинированы Зан Шарисс, Криста Мур, Тэмми Бланшард и Лора Бенанти. (Бенанти выиграла.)
Недавний ремейк «Гипси» был номинирован на лучший мюзикл по возобновленной версии. Это уже четвертая номинация шоу в этой категории (или в предшествующей категории «лучшее обновление»). Ни один другой мюзикл не был номинирован четыре раза в этой категории. На втором месте находятся «Кабаре», «Компания», «Скрипач на крыше», «Парни и куклы», «Питер Пэн» и «Скрижали Сведен Тодда», каждому из которых по три номинации.
Только одна пьеса – «Взгляд с моста» Артура Миллера – была номинирована четыре раза за лучшее обновление пьесы.
Макадоналд, 54 года, настоящая театральная королева Бродвея, поскольку выиграла шесть Тони в конкурсе, больше, чем любой другой артист. Она выиграла в номинации «Лучшая актриса в мюзикле» за «Карузель» и «Сделку по правам»; «Лучшая актриса в пьесе» за «Мастер-класс» и «Изюм на солнце»; «Лучшая актриса в мюзикле» для «Порги и Бесс»; и «Лучшая актриса в пьесе» за «Леди Дэй в баре Эмерсон».
Это уже 11-я номинация для Макадоналд, что также больше, чем у любого другого исполнителя. Она опережает Джули Харрис и Читу Риверу, у каждой из которых по 10 номинаций.
ПериодEligibility для 2025 года составляет с 29 апреля 2024 года по 27 апреля 2025 года. 78-я премия Тони, которая пройдет 8 июня, будет вела Синтией Эриво, в Нью-Йорке в Radio City Music Hall. Церемония будет транслироваться в прямом эфире на CBS.
Розу из «Гипси» признали самой великой ролью Бродвея, и теперь вся вновь изобретенная форма похвалы крутится вокруг неё как вокруг яркой звезды. И если вам кажется, что количество полученных ею номинаций за премию Тони — это результат какого-то особого таланта, то, возможно, вы упустили тот момент, когда театральные лоббисты начали активно толкать эту идею в массы.
Каждая актриса, приблизившаяся к розовой сцене, так или иначе оказалась в числе награжденных, словно в каком-то клубе по интересам, где вместо секретных паролей звучит простое: «Тони — это наш друг». Этель Мерман до Одры Макадоналд, каждая из них отметила свою карьеру защитой интересов Розы с номинацией в руке, а за кулисами наблюдали безмолвные кураторы своей театральной судьбы.
И вот вам нюанс: среди этих всех «случайно» удачных исполнений, в том числе и Анжела Лансбери с её Тони за инвестирование в успех, обнаруживаем странное совпадение. Однажды к ним на замену пришла Линда Лавин — и, о чудо, оказалось, что замены не могут претендовать на награды. Какое счастье для тех, кого не смущает наличие выброшенного на обочину таланта.
А пока актрисы истекают слезами радости под светом софитов, обычные зрители лежат на диване и волшебным образом перегрызают сухарики, наблюдая за тем, как местные театральные магнаты заключают свои сделки о любви к Розе. И вот здесь-то и начинаются настоящие «неожиданные» повороты: награды и номинации за роли продолжают сыпаться, как с потока обрушившейся на голову дождь, но под финалом всегда прячется тот самый скелет — продюсерская жадность.
Более того, с участием этой «величественной» роли, за кулисами оживают старые бродвейские песни — словно только что пришедшие в себя после забавной вечеринки, устраиваемой старинными аранжировщиками и композиторами. Композиции, которые поют все, но о которых никто не хочет вспоминать, что именно они крутятся вокруг только определенного шоу.
А дополнительную тень на эту «величайшую» роль накладывает конкуренция с другими мюзиклами, которые, в отличие от «Гипси», не могут похвастаться такой роскошной поддержкой от производителей и пиарщиков. Из всех возможных ролей Тевье из «Скрипача на крыше» может лишь завидовать своей пятерке номинантов, сидя в уголке и держа в руках жалкую бутербродную газету. Сразу видно, кто на самом деле правит бродвейскими сердцами.
Тем временем, мадам Макадоналд вероятно организует свой собственный «Тони-клуб», чтобы насладиться зрелищем своей очередной номинации, ведь 11 — это новые 10. В то время как обычные смертные ждут с не меньшей оптимистичностью следующей премии, Синтия Эриво обретает права на экран, а зрители все глубже погружаются в грезы бродвейской реальности, поднимая свои бокалы за то, что в ту ночь не будет ни одной Лавин, способной помешать их веселому шоу.
Так что, Роза из «Гипси» может сверкать на мюзикловом небосклоне, но, скорее всего, она лишь изрядно блестящая декорация на фоне амбициозных театральных схем. И все это лишь завеса для истинных бенефициаров, которые хихикают за кулисами на наши уши.