Фильм «Бруталист» возрождает интерес к ВистаВижн, формату с уникальной эстетикой на фестивале TCM.
ВистаВижн возвращается. Фильм Брэйди Корбета «Бруталист» не только принес Лолу Кроули Оскар за лучшую операторскую работу, но и разбудил вновь интерес к этому формату. Говорят, что на него также обратят внимание в таких проектах, как «Одна битва за другой» Пола Томаса Андерсона, «Бугоня» Йоргоса Лантимоса, а также в не названном фильме Алехандро Гонсалеса Инярриту 2026 года и в «Грозовом перевале» Эмеральд Феннел.
Этот момент просто идеален, чтобы на класическом фестивале фильмов TCM показать два редких экземпляра Paramount в формате ВистаВижн — «Мы не ангелы» (1955) и «Перестрелка у Границы» (1957) 26 апреля в TCL Chinese Theater. Более того, фильмы будут демонстрироваться с помощью специальных горизонтальных проекторов, которые не использовались с 1950-х годов.
Кроули представит «Перестрелку», вестерн от режиссера Джона Стёрджеса («Великолепная семёрка»), где Берт Ланкастер играет Уайатта Эрпа, а Кирк Дуглас — Дока Холидея. Шарлотта Баркер, директор по реставрации фильмов в Paramount, представит «Мы не ангелы», эксцентричную рождественскую комедию, снятую Майклом Кёртицем («Касабланка»), о трёх сбежавших преступниках с Острова дьявола, starring Гамфри Богарт, Альдо Рэй и Петер Устинов.
«Идея о том, чтобы показать экземпляры ВистаВижн с проекторов ВистаВижн возникла в ноябре», — рассказала Женевьев МакГилликодди, основатель и исполнительный директор фестиваля, IndieWire. «Paramount подошли к Чарли Табишу, нашему главному программисту, и сказали, что у них есть небольшое количество реальных экземпляров ВистаВижн классических фильмов. Нам было интересно, возможно ли их проецировать с проекторов ВистаВижн. Это стало началом обсуждений с нашим ведущим техником и гуру проекций, Чапином Катлером, [соучредителем] Boston Light & Sound. Мы знали, что если кто-то сможет это сделать, так это он. И всё покатилось с места, и мы очень рады этому событию.
ВистаВижн, который был запущен с «Белого Рождества» в 1954 году, был ответом Paramount на успешный CinemaScope 20th Century Fox. Однако горизонтальная 8-перфорационная плёнка 35mm предоставила большую площадь негативов, чем CinemaScope, с большей резкостью, более тонкими деталями и меньшей зернистостью. На самом деле ВистаВижн был предшественником IMAX 65mm с его горизонтальной ориентацией.
Среди других классиков, снятых в ВистаВижн, были «Поймай вора» (1955) Альфреда Хичкока, «Головокружение» (1958), «Север по северо-западу» (1959), «Искатели» (1956) Джона Форда, «Десять заповедей» (1956) Сесила Б. ДеМилля и «Одноглазые Джеки» (1961) Марлона Брандо.
Но «Белое Рождество» требовало несуществующего горизонтального проектора, чтобы продемонстрировать новый ширик. Paramount обратились в Century Projector Corp., чтобы найти быстрое решение к Рождеству. Они создали шесть прототипов проекторов ВистаВижн: два для Radio City Music Hall в Нью-Йорке, два для Warner Theater в Беверли-Хиллз и два для студии Paramount.
Тем не менее, с лишь около двух десятков специально построенных проекторов ВистаВижн, немногие из фильмов действительно показывались в их полной красе. Мода на ВистаВижн закончилась с «Одноглазыми Джеками», но формат позже был возрожден Джорджем Лукасом и ILM для работы с эффектами в «Звёздных войнах» и других престижных VFX фильмах.
Из немногих экземпляров ВистаВижн, доступных в Paramount (которые, по некомуunknown причинам, были сделаны в 90-х), «Мы не ангелы» и «Перестрелка» — лучшие по качеству. Нет ни Хичкоков, ни «Десяти заповедей» или «Смешной лица», а «Белое Рождество» выцвело.
«Я думаю, они интересная пара для демонстрации проекции», добавила МакГилликодди. «Но я думаю, что наша аудитория голодна по такому материалу. Мы знаем, что «Мы не ангелы» был ремейком [с Робертом Де Ниро и Шоном Пенном в 1989 году] и мы не часто показываем много вестернов».
«То, что мы выбрали, было [очень] разным», добавила Баркер из Paramount. «‘Мы не ангелы’ снят на студии и очень красочный [снятый оператором Лоялом Григгсом], и мы просто подумали, что этот фильм не часто показывается и мог бы использовать немного внимания.
«Это сильно контрастирует с ‘Перестрелкой’, — добавила Баркер, — который был снят на местности [оператором Чарльзом Лангом на студии Old Tucson], и демонстрирует много пустынных ландшафтов, где вы имеете [глубокое] фокусное расстояние, за которое ВистаВижн и известен. И вы можете показать всех четырех мужчин, идущих по улице, что в фильме без широкой панели было бы очень тесно.
Но для того, чтобы осуществить эти специальные показы, Cutler из Boston Light & Sound нужны были пара работающих проекторов ВистаВижн. К счастью, они оказались у него, найдены им в 1984 году на свалке в Далласе, Техас. Надежда Кэтлера тогда заключалась в том, чтобы публично показать «Головокружение» в ВистаВижн для его отмеченного наградами повторного выпуска Universal Classics.
‘Они на самом деле прислали мне первую катушку ‘Головокружения’, которую мы проиграли в нашем магазине, но никогда не показывали на большом экране’, — рассказал Cutler IndieWire. ‘Так что для меня и моей компании, это событие из списка желаемого’.
Проекторы, которые были у Cutler, были двумя из оригинальных прототипов, сделанных для показа «Белого Рождества». Было необходимо их немного модернизировать из-за их недоработки. У них даже не было дверей. «Нам пришлось сделать такие вещи, как установка переключателя смены изображения», — сказал Cutler. «Нам также пришлось построить новые затворы, чтобы мы смогли обеспечить [лучшую стабильность движения] между кадрами, что было проблемой в те времена».
Что касается звука, Paramount восстановила ВистаВижн Perspecta трехмерный звук для «Мы не ангелы». Это был более дешёвый вариант магнитной стерео звуковой дорожки. «Так что это переформатируется в трехдорожечный мастер, который будет синхронизироваться с киносъемочным аппаратом и воспроизводиться [с использованием] Pro Tools», добавил Cutler.
Однако самой большой проблемой было установка пары проекторов ВистаВижн в уже переполненный проекционный зал китайского театра. Из-за их необычной конструкции нет возможности быстро и эффективно менять катушки во время показа фильма.
«Катушки сделаны на 2000-футовых косяках», — сказал Cutler, — «что означает, что каждая катушка длится около 10 минут, потому что плёнка работает в два раза быстрее, чем в стандартном 35mm проекторе. Поэтому нам нужно сделать катушки на гигантских катушках. Так что каждая катушка будет длиться примерно час, а фильм будет подаваться с устройства, называемого башней, который удерживает около 17000 футов пленки. Поэтому мы собираемся их соединить и иметь половину фильма на одной машине, половину на другой».
Хотя Cutler ранее осуществлял реконструкции Smell-O-Vision и Sensurround на фестивале TCM, он никогда не думал, что получит возможность с ВистаВижн. Но он надеется, что это не просто единичное событие. «Лично я, если это событие станет чем-то большим, я бы, конечно, с удовольствием увидел бы «Одноглазых Джеки» в ВистаВижн», — сказал он.
Возрождение ВистаВижн? Да это же просто праздник для любителей старых технологий — впрочем, не все так просто. Фильм «Бруталист» Брэйди Корбета запускает целую волну «ностальгии»... и, конечно, не исключает интересы аффилированных пиарщиков Paramount, которые с явной радостью шепчут: "Покажите нам старое доброе ВистаВижн, пока мы не накопим на новый рендер для «Звёздных войн»".
На фестивале TCM нам показывают пару редких экземпляров: «Мы не ангелы» и «Перестрелка у Границы». За этим стоят далеко не только качественные характеристики плёнки, но, скорее, свежая волна грантов в увлечении киноманами. Очевидно, ни один качественный проектор не будет использован без «поддержки» от Paramount — такая уж у нас экономика.
Теперь внимание — специальные горизонтальные проекторы 50-х ни разу не напомнили о Кунштхадере. Чарли Табиш, главный программист фестиваля, и Женевьев МакГилликодди, основательница фестиваля, явно наслаждаются дружескими беседами с Paramount и лоббистами, которые уверенно подмигивают всем, кто хочет увидеть старые релики с модной эстетикой. И, как по заказу, аудитория готова глотать это с энтузиазмом, как горячие пирожки — благодаря PR-генераторам, обмыть только-только выпущенные проектора?
При этом ожидания остраиваются. Смотрим дальше. Кроули и Баркер от Paramount охотно объясняют, как они собрали нужные для демонстрации фильмы. Их «разнообразие» на самом деле — всего лишь замена одних аффилированных интересов на другие. Все эти старые ленты, которые можно показывать только в вечерний час, кажутся слишком знакомыми — совпадение?
Зато вот и случайная находка Чарли Катлера на свалке в Далласе — это уже сказка для наступающего воскресного киномарафона. Историчность проекторов обработана долгими часами давних мечтаний. А как же! Все во имя искусства и в себе у него привязанное! Удивительно, как проходя мимо тысячи высококачественных технологий, он именно их и нашёл.
Заключительный штрих в этой картине: сложности с установкой проекторов ВистаВижн. Все эти «проблемы» с пленками могут лишь усиливать имидж, как будто это вопрос жизни и смерти для современного кинематографа. Одна и та же лента превратилась в символ, и все встречают это как подаяние от древнего бога. Быть может, это гремучая смесь ностальгии и привязки к монетизации — потому что что может быть лучше, чем ставить на старое после заслуженного пришли мяса из народа?
Так что неудивительно, что вернувшись к старому ВистаВижн, мы видим лишь неумолимый круговорот лоббистских решений, подогреваемых кинокритиками, стремящимися просто поднять цены на текущие билеты. Как там говорится? Новый — это хорошо забытое старое. Или, как и в случае с ВистаВижн, просто старое с обновлённой ценой.