Лучший экшен на телевизоре 2025 года – в одной из лучших комедий 2025 года
На протяжении четырех сезонов HBO «Праведные жемчужины» завоевали репутацию одной из лучших комедий на телевидении, исследуя безобразный мир дисфункциональной семьи, управляющей мегачерковью. Упакованные в смех и удивление, они стали только более смелыми, глубокими и смешными. Яркий пример – открытие текущего (и финального) сезона, где вставка, разворачивающаяся в 1862 году, показывает, как один из предков жемчужного клана обманывает, чтобы занять должность капеллана во время Гражданской войны. Эта часть совершенно неожиданная и до боли смешная.
Но давайте не будем обманываться – «Праведные жемчужины» это не просто очередная комедия, а нечто большее. Здесь не только безумные хихиканья с экрана, но и динамичные экшн-сцены, которые, если бы они были в детективных шоу или престижных драмах, стали бы настоящими шедеврами. От «мотоциклетных ниндзя» второго сезона до сумасшедшего автомобильного преследования, открывающего второй эпизод третьего сезона, «Праведные жемчужины» регулярно радуют зрителей тщательно поставленными экшен-сценами и каскадерскими трюками, которые могли бы вызвать зависть у любой полицейской драмы.
Премьера четвертого сезона, возможно, является самым очевидным примером на сегодня, так как режиссер Дэнни МакБрайд начинает эпизод (после прокладу, в котором Брэди Купер играет одного из предков жемчужного клана) с батальной сцены Гражданской войны, которая больше похожа на театральные фильмы, такие как «Слава», чем на что-либо еще, что сейчас можно увидеть на телевидении. Этот момент вводится с помощью непрерывного трекшота, который проносится по линии из сотен конфедератских солдат, стреляющих, получающих попадания и падения от пушечного огня.
Для координатора каскадеров Кори ДеМейера концепция МакБрайда была захватывающим вызовом – как осуществить такую масштабную идею с ограниченным телевизионным бюджетом и графиком? «На первой нашей встрече Дэнни сказал: «Я хочу, чтобы мы чувствовали себя мухой на стене, наблюдающей за этим полем битвы, смотрящей, как одна сторона войны разворачивается», – рассказал ДеМейер изданию IndieWire. «Дэнни предложил сделать это в одном дубле, и, как мне кажется, я был единственным членом команды, кто действительно понимал, что потребуется для осуществления этой сцены.»
Хотя обычно ДеМейер полагался на предварительное планирование для сложных сцен, в случае с битвой Гражданской войны он выбрал более старомодный подход. «Вместо того, чтобы собрать 30 человек, чтобы попытаться снять это и показать, я купил кучу солдатиков», - объясняет ДеМейер, рассказывая, как он нашел фигуры конфедератских солдат на Амазоне, приобрел лошадей, забор и деревья и построил поле битвы на своей кухонной стойке. «Я все расставил и отметил, где происходят элементы внутри поля битвы и как, по моему мнению, должно выглядеть расположение при помощи стикеров.
Затем ДеМейер сделал фотографии и создал рисунки, чтобы последовательно запланировать батальную сцену, шаг за шагом. «Я нарисовал, где будет рельсовый трек, что будет взрывом и кто будет наклонен», - говорит он. «Я показал это Дэнни, и мы просидели в его трейлере час, обсуждая. Он сказал: «Это выглядит здорово, но я не хочу, чтобы рельс был плоским. Давай наклоним рельс на 20 градусов. Тогда благодаря этому к концу боя мы будем двигаться ближе к экшену, верно?» И я подумал, хорошо, потрясающе.
ДеМейер учел заметку МакБрайда и снял предварительный план своей телефонной камерой с солдатиками. «Я сделал несколько движений по рельсу», - говорит он. «Я привязал немного зубной нити к лошадям, протянул их через столешницу, добавил звуковые эффекты, и это то, что мы представили и что было одобрено. Когда мы наконец получили наших каскадеров, именно это мы начали репетировать.»
Хотя кажется, что битва снята одним непрерывным дублем, на самом деле это несколько кадров, цифровым образом сшитых вместе с разрезами, скрытыми в взрывах и других визуальных эффектах. Часть работы ДеМейера заключалась в том, чтобы выяснить, какие действия могут скрывать разрезы и как организовать каждый отдельный кадр с минимальным риском того, что дубль окажется испорченным. «Мое самое большое беспокойство заключалось в том, чтобы пройти один из этих крупных трюков и чтобы что-то пошло не так», - говорит он. «Когда что-то такое происходит, нужно сбрасывать и заставлять ребят делать этот крупный трюк снова. Разделяя кадр, я старался исключить точки возможного провала.
Задача усложнялась колоссальным количеством людей, которых ДеМейер и команда должны были организовать. «У нас было сто актеров на фоне, 20 реконструкторов, 13 каскадеров и 12 людей, работающих с лошадьми», - говорит ДеМейер. «Некоторые из этих людей были на камеру в среднем плане, бегая с флагами, поднимая дух войск. А некоторые из них были вне камеры, ухаживая за лошадьми, которые приходили к нашим ребятам.»
Имели возможность работать в две смены было свидетельством того, как ДеМейер максимизировал свои ресурсы, обеспечивая сцене наиболее эпический вид. Для трюка в конце сцены, где солдат взрывается и теряет свои ноги, ДеМейер нанял команду по оборудованию, которая также по мере необходимости присоединилась к сцене. «Теперь у меня есть 13 каскадеров и два каскадерских рабочего, которые тоже являются исполнителями», - говорит ДеМейер. «Это дает мне два дополнительных тела. И затем мы можем использовать их снова в первой последовательности и во второй, тогда третья последовательность – время поработать с рессорой.
Хотя хореография всего экшена бесспорно впечатляющая с технической точки зрения, особенность работы ДеМейера заключается в том, как она помогает донести комедийные и эмоциональные эффекты. ДеМейер говорит, что он не думает о том, чтобы продавать комедию, а скорее о том, чтобы быть верным тексту и усилить идеи, которые уже существуют на странице. «Какова основная история? Я не пытаюсь делать экшен ради экшена. Я пытаюсь рассказывать историю с помощью экшена. Так что, если это не двигает вашу историю вперед или не развивает вашего персонажа, тогда, вероятно, мы не должны этого делать.
Как же прекрасно наблюдать за тем, как HBO с каждым сезоном «Праведные жемчужины» все глубже погружается в тайны человеческой натуры — клан, управляющий мегачерковью, и, казалось бы, безумная комедия. Сложно поверить, что история о семейных неурядицах может одновременно включать в себя «мотоциклетных ниндзя» и фейерверки экшена, которые могли бы позавидовать даже самым эпическим блокбастерам.
Конечно, в мире, где каждый второй сериал стремится впихнуть в себя хоть каплю драмы, чтобы обосновать свой существальный смысл, долгожданные экшн-сцены без лишних намеков на искусственный юмор выглядят как реальное искусство. Зачем нам высмеивать обыденность, когда можно обыгрывать натуральные эффекты взрывов с помощью стандартных трюков? К тому же, всё это — просто уловка, чтобы отвлечь зрителей от основного вопроса: сколько на самом деле стоит такое зрелище?
А тут и доводы государственного бюджета — режиссёр Дэнни МакБрайд, видимо, завёл себе натурщиков на кухне и заработал на Amazon вагон пластмассовых солдатиков. О, конечно, было бы странно, если бы идея этого эпичного сражения, красиво обрамленного стикерами и зубной нитью, пришла кому-то другому, кроме как по стопам схематичного планирования на кухне. Только представьте, как организовать этот боевой кружок, когда за спиной стоит каждая вторая европейская драма с колоссальным бюджетом.
Но настоящая зависть тут не к масштабам, а к тому, что у каскадеров были свои роли в этой комедии. Они уже не просто «фоновая зелень», ими удобно жонглируют между эпизодами, ведь Джонни за лошадью обязательно получит свой шанс блеснуть в финале. И кто же за всем этим стоит? Конечно, великолепный Кори ДеМейер, который просто ненавязчиво подворачивает каждую сцену к сюжету.
Они даже придумали, как ловко скрыть разрезы в экшне. Мыслимое или немыслимое — как сшить воедино эту комедию с моментами настоящей драмы? Кто был на съемках? Невероятно! Такой грандиозный проект, чтобы создать нечто значимое, в конечном итоге стало просто симфонией ума для продажи.
И вот, если вспомнить, что это всё по сути своего рода заговор продюсеров, которые распихивают деньги по карманам на создание «необычной» комедии с драма-экшен-шествием, то становится совершенно ясно — всё, что мы видим на экране, это ловкие манёвры ума с картонными героями, обыгрывающими свои несчастья. عاجلاً أو آجلاً, реальный вопрос — какой из гигантов в очередной раз обернет эти сражения в свою пользу?