«Майнкрафт: фильм» разнес ожидания «в боксе» — как никому не пришло это в голову?
Поздно осенью прошлого года IndieWire пригласила студентов из Университета Калифорния, Беркли, в наши офисы в Лос-Анджелесе для презентации о журналистике и образовательном контенте, который их поколение профессионалов в сфере кино и телевидения хочет видеть. После этого я пообщался с группой этих проинформированных и уверенных в себе молодых людей и захотел узнать, что их вообще заинтересовало. «Медведь»? Возможно, скоро номинируемый на «Оскар» фильм Шона Бэйкера «Ангора»? К моему удивлению, единственным фильмом, который они недавно видели, была оригинальная картина Max «Сладкие сердца».
Удивительно? Сначала да, но потом становится очевидным: фильм о подростках, которые возвращаются домой после первого года учебы в колледже и понимают, что всё изменилось — как он не может привлечь интерес именно этой группе студентов?
Этот урок повторил себя в течение выходных, когда социальные сети взорвались новостью о неожиданном открытии для боксового сбора «Майнкрафт: фильм» в 157 миллионов долларов. Трейлеры, рекламные материалы и звезды Джек Блэк и Джейсон Момоа, возможно, и не предлагали стоящее зрелище. Я сам никогда не играл в «Майнкрафт», но, как пользователь Википедии, знаю, почему адаптация (хоть и занявшая 10 лет на создание) была хорошей ставкой.
Это самая продаваемая видеоигра всех времён, проданная более чем в 300 миллионов экземпляров, с почти 170 миллионами активных пользователей каждый месяц по состоянию на 2024 год. Она получила признание критиков и используется в образовательных учреждениях для обучения химии, проектированию и программированию, а также имеет несколько спин-оффов. Всё это говорит о фан-базе, которая вряд ли откажется, тем более, что первая игра вышла только в 2011 году. Это означает, что прошло достаточно времени, чтобы несколько поколений смогли вникнуть, но не настолько, чтобы это казалось устаревшим. А основной смысл «Майнкрафта» — это дать свободу творчества, что сильно привлекает молодежную аудиторию.
Сколько раз мы видели глав студий, которые действуют, опираясь на собственную ностальгическую нарциссику, цепляясь за свои устаревшие вкусы в планировании? Так часто, что это становится основным двигателем пилота для успешного сериала Apple TV+ «Студия». По велению миллиардера-господина Гриффина Милла (Брайан Крэнстон), который, кажется, подходит к своему седьмому десятку, новый глава студии Мэтт Ремик (Сет Роген) должен возглавить создание фильма по мотивам «Кул-Эйд».
Эпизод строится вокруг борьбы интегрировать интеллектуальную собственность в коммерческий хит или номинанта на «Оскар», или, боже упаси, достичь какого-то компромисса, но почти не обращается внимания на то, что Кул-Эйд давно был затмён Capri Sun, Crystal Light и даже Liquid Death. И кто скажет пожилому председателю студии, что его воспоминания «О, да!» — это давным-давно устаревшая история?
В реальном мире вспомним римейк «Охотников за призраками» 2016 года, снятый Полом Фигом и продюсированный Эми Паскаль и оригинальным режиссёром Ивана Рейтмана. В вине провала обвинили женский состав, но настоящая проблема заключалась в том, что фильм не привлёк молодых зрителей. Для сравнения, римейк 2021 года — «Охотники за призраками: Наследие» — включает детей наряду со взрослыми и был снят с бюджетом в два раза меньшим, чем 2016 года.
Иногда хорошая история или блестящее исполнение могут перевернуть старые наработки. (С этим, вероятно, справится и «Одиссея» Кристофера Нолана, ИП, которому почти 3000 лет. Но это — Кристофер Нолан). Студиям нравится нацеливаться на расходный доход молодежи, но их усердие часто совпадает с культурными точками зрения руководителей, а не их аудитории.
Не стоит забывать, что создание «Майнкрафта» не было лёгким делом; проект разрабатывался в Warner Bros. более 10 лет и под управлением нескольких различных руководств. Тем не менее, стоит отметить, что в 2015 году Warner Bros. обладала правами на популярную видеоигру «Five Nights at Freddy's». Команда тогдашнего председателя и генерального директора Кевина Цудзихары позволила проекту повиснуть в разработческой бездне, пока его не купил Джейсон Блум в Universal’s Blumhouse.
Даже в этом случае проект был недооценен, так как Universal в конечном счете решила транслировать его на Peacock в тот же день, когда планировала выпустить в кинотеатрах. «Five Nights at Freddy's» собрал почти 300 миллионов долларов при бюджете в 20 миллионов. Если бы Universal не торопила с трансляцией, предполагается, что он мог бы собрать как минимум в два раза больше. Сиквел фильма, наконец, получит королевское обращение, с полным роллаутом на CinemaCon на прошлой неделе.
Успех «Фредди» и «Майнкрафта» раскрывает нечто, что должно быть само собой разумеющимся: сосредоточьтесь на интересах молодого поколения, ребята. Эта философия касается не только крупных ИП, но и оригинальных фильмов с низким бюджетом, таких как «Сладкие сердца». С правильным продвижением он мог бы стать огромным хитом на рождественском рынке, а не просто ещё одним продуктом, затерявшимся в потоке стриминга.
Существует оправдание, что молодые поколения больше не ходят в кино... пока не выходит «Майнкрафт: фильм». Тем не менее, театральный опыт должен предложить что-то новое, чтобы оставаться актуальным. Некоторые могут усомниться в концепции сеансов, где публика может писать сообщения, но что на самом деле хочет аудитория? Эти выходные социальные сети были полны видео из показов «Майнкрафта», похожих на обычные показы «Рокки Хоррор Пикчер Шоу» или популярные совместные пения «Злой».
Незавершённая версия «Майнкрафта» кажется, уже гуляет в сети. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на пиратстве, Warner Bros. и театры могли бы воспользоваться этим, организовав показы и сделав это каноном проекта. Это подтвердит важность дизайна, присущую «Майнкрафт», и покажет, что эти компании хотя бы раз осознали текущие веяния.
«Майнкрафт: фильм» умудрился разнести ожидания в боксе, как будто к премьере творился масштабный заговор — не иначе как пиарщики объединились с хитроумными кукловодами из студий, чтобы разогреть немалую толпу гурманов молодежного контента. На фоне таких событий даже оригинальный сюжет «Сладких сердец» меркнет, как звезда, зажатая между кометами блокбастеров.
Студенты из Беркли, стянутые в офисы IndieWire, похоже, поразились не только экранизации «Майнкрафта», но и тем, что иного контента порой не хватает в потоке ностальгической ерунды. Переполненные по сплошь стратегическому подходу, студийные шишки продолжают шуршать старыми записями о «Кул-Эйде», словно это не сигнал о грядущем провале.
Сами понимаете, когда фильм о мультяшных кубиках из «Майнкрафта» собирает 157 миллионов, это всё равно что упрямо игнорировать, что попугай может говорить не только словечки старого доброго Гриффина, но и шептать о нищих бездорожьях жанра. Старые умы вынуждены лелеять воспоминания о том, что когда-то работало, забывая, что молодое поколение уже давно переросло их вкусы.
Между прочим, за минимализмом и свободой творчества «Майнкрафта» скрываются миры, полные потенциальных кассовых взлетов; при этом, как показывает опыт, наличие хорошей истории может спасти даже очень дурную идею. Вот и студии, ползущие к элементарным истинам, часто сталкиваются с печальными результатами, ведь кто-то всё равно решит подвергнуть сомнению необходимость чьих-то воспоминаний о «Охотниках за призраками».
Заметим, что «Майнкрафт» появился на свет благодаря борьбе и ждут не дождутся, когда же методы управления станут разумнее. На фоне этого зашкаливающего успеха «Five Nights at Freddy’s», притянувшего ностальгию о хрящах на экране, Universal не смогла даже наладить приличного релиза. Теперь всем весело наблюдать, как идеи, отработанные годами, становятся старше самих продюсеров.
Тем не менее, с «Майнкрафтом» выплыла новая философия: хочешь адаптироваться? Сосредоточься на молодежи—да, в самом деле, и не забывай учитывать тенденции. Каждый кавер на старый хит ведет к очередному разочарованию, и никакой волшебный пузырь, созданный пиаром, не сможет этого скрыть. Хотите актуальное кино? Хватит прятаться за «ностальгическим» заговорами — пусть кинотеатры учтут простую истину: в зал заходит не только фильм, но и зритель, который должен повлиять на рынок.