Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Киноманы / Новости: сериалы, фильмы, премьеры»Наш ответ Хаусу. Как появился сериал «Доктор Тырса»
К концу 2000-х годов российские сериалы стали набирать силу. Мелодрамы, криминал, даже экранизации классики вроде «Мастера и Маргариты» — но вот медицинских драм на нашем ТВ почти не было. Поправлять ситуацию решили по проверенному методу: вдохновиться западными хитами. Так появились отечественные «Интерны» (достаточно вольно переосмысленные мотивы из ситкома «Клиника») и куда более серьёзный по тону «Доктор Тырса», ответ России на культового «Доктора Хауса» с Хью Лори.
Кто такой доктор Тырса? В 2007 году на экраны вышла драма Карена Оганесяна «Я остаюсь» — история о враче по фамилии Тырса (имя, между прочим, было позаимствовано у знакомых сценаристки Алены Званцовой из Крыма). Эту роль сыграл Андрей Краско — его последняя работа в кино: Краско скончался после съёмок. Когда назрел вопрос, как назвать главного персонажа нового российского медикала, решили оставить фамилию в память об актёре. Причём инициатором выступила сама Званцова, ставшая одним из сценаристов и сорежиссером проекта. Уже в «Докторе Тырсе» главную роль взял на себя Михаил Пореченков, и для него этот проект стал попыткой изменить амплуа крепкого парня из боевиков.
Критики не сразу простили сериалу его явное сходство с «Доктором Хаусом». Но в отличие от оригинала, в «Тырсе» от американской сюжетной базы взяли лишь структуру: медицинское отделение, команда подчинённых, и каждую серию – отдельный загадочный случай. Прямого копирования не случилось: отделение в сериале выдумано напрочь (лечат там балетных и спортивных светил, а оборудование — лучшее в стране), титульный герой в отличие от Хауса не злоупотребляет обезболивающими, а пациенты — вовсе не коллекция редких болезней, а обычные российские граждане с нашими реалиями. Шутки у Тырсы — не едкие, а тёплые, ироничные, по-русски человечные.
В отличие от «Интернов» (которые бегали по телеканалу шесть лет, 14 сезонов), у «Доктора Тырсы» был всего один сезон — 25 серий. Проект не смог повторить успех, но для самих актёров эта работа стала значимой. Михаил Пореченков, известный по ролям героев боевиков и сцены МХТ, предстал медиком с человеческим лицом. Михаил Трухин (он же — генетик и гинеколог Грушин), отчасти сбежал из «ментовской» тени своих ролей, сыграв сложного, неординарного врача. Сергей Газаров — из театральных альфа-самцов стал завлабораторией и одним из главных учёных на экране. Ксения Кутепова раскрылась как драматическая актриса, сыграв бывшую жену коллеги и врача-инструменталиста. Для всех «Доктор Тырса» остался яркой вехой.
Позже в России появился уже официальный ремейк «Хауса» — «Доктор Рихтер» с Алексеем Серебряковым. Врачи с телеэкранов теперь прописались надолго: 13 сезонов «Склифосовского» с Максимом Авериным это подтверждают. Но «Тырса» вспоминают те, кому важно, чтобы российский сериал был не просто копией, а получил собственное лицо. Возможно, не идеальный, но честно сделанный и с уважением к памяти ушедших актёров.
Все хотят отказаться от клише, но что может быть банальнее отечественной попытки воссоздать «Доктора Хауса»? Вот только «Доктор Тырса» удивительным образом стал не самым худшим примером, хотя и продержался один сезон.
Продукт родился из любви к западным сериалам – а что не так? В этом бизнесе главное вовремя вдохновиться американским оригиналом, дать своему герою фамилию в память об умершем актёре и упаковать в шоу знакомых по МХТ лиц (Пореченков, Трухин). Получилось нечто между памятником, авансом и попыткой сказать «мы тоже можем», но с обязательной русской сдержанностью: меньше волчанки, больше реалий про травмы балерин и футболистов, шутки без яда, врач не наркоман – просто добрый парень.
Рунет журил шоу за вторичность, но тут нашлась целая когорта зрителей, кому даже такого уважения «к оригиналу» хватило за глаза. Случайно ли, что спустя пару лет мы увидели уже «официального» Рихтера-Серебрякова и нескончаемые «Склифы»? Нет. «Тырса» стал пробой микро-пера для сценарлистов, воплощением тоски по честным историям, где врач еще человек, а не ходячий диагноз и сложная тень Хауса. Сериалы ведь тоже умирают, если в них нет сердца.