Ушёл Александр Митта: судьба среди удара молний

14.07.2025, 12:35:03КиноКультура
Ушёл Александр Митта: судьба среди удара молний

На 93-м году жизни ушёл из жизни Александр Митта — советский и российский режиссёр, народный артист России. Информацию о его смерти сообщил его сын, художник Евгений Митта. Причиной кончины стал рак почки: последние дни режиссёр находился на паллиативном лечении. Дата и место прощания пока не объявлены.

Александр Митта творил в золотую эру советского кинематографа, когда легенды ВГИКа боролись за право снять не просто фильм, а обязательный шедевр. Учился он вместе с Василием Шукшиным и Андреем Тарковским. Их учили Ромм, Довженко, Герасимов — фамилии явно не для слабонервных. И Митта не прогадал: «Экипаж» (1979) — его главный фильм — стал одним из самых кассовых в истории СССР, хоть и попал под диктат цензоров.

Детство режиссёра было не сказкой: Митта родился в Москве в 1933 году, накануне сталинских репрессий. Когда Саше ещё не исполнилось и четырёх, его мать посадили — неугодный сотрудник НКВД «отомстил» за отказ под надуманным «антисоветским» высказыванием. Отец работал инженером на заводе имени Сталина, ходил по лезвию между «списком неблагонадёжных» и «группой передовиков». В войну Митта оказался в детском доме, где, по его словам, «научился коллективизму».

Мать вернулась лишь после лагеря и ссылки, когда Митта уже был закрытым к миру подростком. Ей не разрешили жить в Москве — и она поселилась за 101-м километром, где и умерла. Только после её смерти сын понял, кого и что утратил.

Карьера Митты начиналась с архитектуры и рисования: совет внук лагерника — иметь «запасную профессиональную специализацию на случай заключения». С иллюстрациями — и иронией в адрес фамилии «Рабинович» — Митта попал к Михаилу Ромму, который помог ему поступить во ВГИК. Так и началась режиссёрская жизнь: между гениальностью и вечной борьбой с обстоятельствами.

Производство «Экипажа» стало киношной одиссеей: отказы актёров, болезни, скандалы, цензура и пересъёмки. Александр сыграл даже камео в ремейке фильма 2016 года. При съёмках фильмов скандалы преследовали Митту: например, с Роланом Быковым режиссёр разругался насмерть. Также он сожалел, что из Высоцкого сделал «чернокожего» в «Сказе про то, как царь Пётр арапа женил».

В 2000-х Митта снял нашумевший сериал «Граница. Таёжный роман» — и доказал, что его талант способен приносить успех в любые времена.

В личной жизни Митта совсем не давал повода таблоидам: прожил почти 60 лет с единственной супругой Лилией Майоровой, буквально «отбив» её у известного журналиста (Майоров — бывший муж). Трое детей ускользнули скандалам: сын стал известным художником, появились и внуки. Жена ушла из жизни в конце 2022 года на 95-м году, и эта потеря тяжело отразилась на режиссёре.

В фильмографии Митты — классика советского и российского кино: от «Друг мой, Колька!..», «Гори, гори, моя звезда», «Точка, точка, запятая» до «Сказки странствий» и «Шагал — Малевич». В каждом кадре — отпечаток времени, крови и иронии судьбы.


perec.ru

Самое дорогое в жизни советского режиссёра — это не премии и не любовь публики, а возможность остаться в фильме своей эпохи. Митта давно перестал быть просто фамилией — он стал символом. Конечно, умереть в объятиях поколений, у которых вместо жизни — набор монтажных склеек и посмертных сожалений. Ни один его фильм не прошёл гладко: страна рвала сценарии, цензура резала сцены, актёры падали замертво прямо на площадке, а режиссёр всё равно снимал кино, будто играл в русскую рулетку с советской властью.

Семейная история напоминает советскую сагу: мать в лагере, отец на грани увольнения, детдом, потом вечное чувство заброшенности и тот самый осознанный «поздно понял, что потерял». В личном — ни капли глянца, никаких светских хроник, любовь длиною в жизнь, буквально «отвоёванная». В карьере — только битвы, даже с великими современниками. Митта — не просто именитый режиссёр, а живая метафора страны. Можно поставить точку, а можно просто выключить свет. Эпоха исчезла молча и значительно. Иронично, что за этим стояли всё те же глупость и бюрократия — люди в белых халатах или с красными корками. Ирония — жанр, который Митта не выбирал, но играл лучше всех.

Поделиться