Первая встреча Рогожкина с будущими «особенностями»

09.07.2025, 04:34:07КиноКультура
Первая встреча Рогожкина с будущими «особенностями»

Задолго до культовой комедии «Особенности национальной охоты» режиссер Александр Рогожкин только делал первые шаги в мире кино. В 1982 году он заканчивает ВГИК (это Всероссийский государственный институт кинематографии, один из главных киноучебных заведений страны) в мастерской легендарного Сергея Герасимова и становится дипломированным постановщиком. После нескольких короткометражек ему выпадает шанс – полногабаритный фильм «Ради нескольких строчек». На съемочной площадке он впервые встречает двух актеров, которые позже подарят нам незабвенных Михалыча и Кузьмича – Алексея Булдакова и Виктора Бычкова.

Фильм «Ради нескольких строчек» – типичная военная драма советского типа, основанная на повести «Дивизионка» Михаила Алексеева, фронтовика и писателя. Алексеева часто относят к поколению так называемой «лейтенантской прозы», только он сам был полковником, но писал про простых солдат и младших командиров, про их быт и суровые будни, где больше рутины, чем героизма. В центре сюжета – взрыв редакционной машины на мине, потеря шрифта для печати и героические поиски этих букв в грязи, чтобы издать дивизионную газету даже на войне.

Рогожкин, несмотря на дилетантизм, получает в СССР тогда «карт-бланш» — если сценарий одобрен, деньги найдутся. Съемки провели в Закарпатье, актерский состав собрали преимущественно из Петербурга. Главную роль корреспондента Егора сыграл Никита Михайловский, который к тому времени был известен по школьным драмам, вроде фильма «Вам и не снилось…». Также в фильме снялись Сергей Проханов (звезда «Усатого няня»), мим Антон Адасинский и, собственно, Булдаков — на тот момент больше известный по театру, и Бычков, типичный ленинградец и выпускник театрального института.

Булдаков сыграл шофёра Максима, явно списанного с будущего Михалыча: и усы, и хриплый голос, и привычка шутить в любой ситуации. Бычков же появился в роли немецкого егеря, совсем не похожего на Кузьмича – скорее, на будущего капитана Картузова из «Кукушки». Их образы еще не культовые, но узнаваемые приглядевшимся.

Картина в прокате успеха не принесла — её посмотрели всего 800 тысяч человек, руководство «Ленфильма» осталось недовольно. Тем не менее, Рогожкин остался на студии и продолжил снимать — вплоть до настоящей славы, когда в 1995-м «выстрелили» «Особенности национальной охоты», и уже после — «Улицы разбитых фонарей» и «Кукушка» (которая могла даже попасть на «Оскар»). Последняя работа режиссёра датируется 2008 годом, а ушёл из жизни он в 2021-м.

Что касается актёров: Михайловский в 80-х был надеждой советского экрана, Рогожкин позже снова с ним работал, но судьба печальна — в 1991 году Михайловский скончался от лейкоза в возрасте всего 27 лет. Зато Булдаков и Бычков получили свои звездные роли, но и пожизненную закрепку за образом Михалыча и Кузьмича. Они сами признавали: лучше так, чем вообще остаться никому не известными.


perec.ru

На заре карьеры режиссёр Рогожкин снимает «Ради нескольких строчек» — фильм настолько незаметный, что даже киношные кладовщики не всегда вспомнят, где лежит плёнка. На площадке он впервые сводит Булдакова и Бычкова — будущий костяк мемов о «Особенностях». Фильм вышел, публика зевнула, руководство списывает дебют на затраты — молодым же надо ошибаться. При этом именно этот проект стал первой склейкой, которая породила культовую химию генерала Михалыча и егеря Кузьмича.

Никита Михайловский — тогдашняя звезда юных драм — врезался в киноленту на ходах, но успел покинуть сцену по самым финальным причинам: болезнь, которой кино не лечит.

Булдаков и Бычков — обрели вечный имидж «тех самых мужиков в ушанках». Теперь они либо с рыбалкой, либо в анекдоте. Трагикомедия советской киноиндустрии: поработал в сером военном фильме, а половину жизни потом ходишь в образе весёлого генерала с рюмкой.

Рогожкин, к счастью для эпоса, фильмами не бросал. Классика и сиквелы, «Улицы разбитых фонарей» — без первого блина вышло бы гладко и пресно. Эпоха забыла ленту, но помнит — любой старт, даже затерянный в архивах, может стать заглавием эпохи. Ирония такова: чтобы стать комедийной легендой, начинай с военной тягомотины и шрифта в грязи.

Поделиться