Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Киноманы / Синематограф»Мартин Скорсезе и Дэвид Тедески о фильме «Битлз 64», влиянии Фаб Четверки на кино и Дэвиде Линче на их первом концерте в США.
Битлз — одна из самых документированных групп XX века, начиная с таких телесериалов, как «Антология Битлз», и фильмов, как «Трудный день» Ричарда Лестера, и заканчивая документальными лентами Альберта и Дэвида Мейслеса, Рона Ховарда и Питера Джексона. Можно подумать, что уже не осталось ничего нового для обсуждения, но чудо документации Disney+ «Битлз 64» заключается в том, что она чувствуется совершенно свежей, в первую очередь благодаря тому, что дает зрителю возможность погрузиться в атмосферу первого визита Битлз в Америку через воспоминания тех, кто там был.
Один из тех, кто ярко помнит, как впервые услышал музыку Битлз, это Мартин Скорсезе, который продюсировал «Битлз 64» в надежде передать ту радость, которую вдохновил визит группы в США. «Вы должны понять, это было время конца истоков рок-н-ролла», — сказал Скорсезе IndieWire. «У вас была Мотаун, у вас был Фил Спектор и Стена Звука — это сильно повлияло на меня в «Берегах Мечты» и других фильмах — у вас были девичьи группы и Смоки Робинсон, и много всего происходило, но [рок-н-роллу] нужно было что-то свежее. И Америке тоже нужно было нечто новое.»
Дело в том, что страна, когда Битлз прибыли на американский берег в феврале 1964 года, продолжала оправляться от убийства президента Джона Ф. Кеннеди, трагедии, которую «Битлз 64» использует как структурный элемент, чтобы дать контекст для визита группы. «Ущерб был невообразимым для нашего поколения», — сказал Скорсезе. «Страна была готова к чему-то новому». Тем не менее, как отметил Скорсезе, и документальный фильм это демонстрирует, изначально Битлз встретили недоверием.
«Их считали неким курьезом, потому что у них были длинные волосы, и пресса не могла дождаться, чтобы на них наброситься», — сказал Скорсезе. «Мы не воспринимали их всерьез. У нас было общее отношение: «Да, покажите нам». Скорсезе следил за освещением приезда Битлз и предполагал, что они просто «глупая новинка», пока не услышал «I Wanna Hold Your Hand» по радио в первый раз, когда собирался идти на занятия в киношколу NYU.
«Я услышал первые несколько тактов и просто встал. Я опоздал на занятия», — вспомнил Скорсезе. «Я слушал и признал, что это действительно хорошо, и как только я добрался до NYU, я всем говорил: «Это не подделка — это по-настоящему». В этом была какая-то радость, и я не думаю, что мы можем когда-либо по-настоящему описать восхитительный эффект не только их музыкальных способностей, но и их писательского мастерства и текстов. После катастрофы убийства произошло необыкновенное изменение в молодежи страны.
Скорсезе, его постоянный партнер по продюсированию Маргарет Бодд и режиссер Дэвид Тедески получили доступ к удивительным архивным материалам, снятым Альбертом и Дэвидом Мейслесом, что позволило им передать зрителям чувство немедленного воздействия Битлз. Большая часть материалов Мейслес практически не была показана с того времени, отчасти из-за проблем с авторскими правами и отчасти потому, что United Artists не хотела выпускать эти материалы в общем доступе, чтобы не размыть привлекательность «Трудного дня». Благодаря реставрационным работам, выполненным Постпродукцией Парк Роуд Питера Джексона, большинство материала выглядит и звучит так, как будто оно было снято вчера.
Для Тедески ключ к использованию материалов Мейслес заключался в том, чтобы воспользоваться их талантом интервьюеров. Как бы хороши ни были все закулисные и концертные записи самой группы, что действительно передает волшебство момента, так это использование Тедески интервью Мейслес с фанатами группы. «Мне повезло поработать с Аль Мейслесом на документальном фильме Скорсезе о концерте Rolling Stones “Shine a Light”», — рассказал Тедески IndieWire. «Марті нанял его снимать закулисные моменты. Вы могли видеть, как он располагал к себе каждого, с кем работал».
Тедески считает, что талант Мейслес к тому, чтобы заставить респондентов чувствовать себя комфортно — вот что действительно особенное в тех материалах, с которыми работал «Битлз 64». «Мне не удивительно, что они смогли запечатлеть Битлз», — сказал Тедески. «Меня удивляет, как 15-летняя девочка на улице, не имеющая подготовки в области медиа, каким-то образом спокойна и способна взаимодействовать, при этом обладая огромным обаянием».
Скорсезе смог наблюдать, как Мейслес работал в 1960-х, когда он учился в NYU и искал работу. «Они переходили с черно-белой съемки на цветную, и всегда использовали естественное освещение», — сказал Скорсезе. «Но вы не могли сделать это с цветом в то время, и моя работа заключалась в том, чтобы держать лампу. Проблема заключалась в том, что они дирижировали, ничего вам не говоря, и вы должны были предугадать, куда идет Аль с камерой, чтобы дать ему немного света. В некотором смысле это был необыкновенный мастер-класс визуальной интерпретации, создания нарратива, когда ничего не ставилось на сцену.»
«Битлз 64» содержит не только материалы Мейслес и другие архивные записи, но и новые интервью, проведенные Бодд, Скорсезе и Тедески с героями от двух выживших Битлз (Пола Маккартни и Ринго Старра) до фанатов, которые увидели их первые концерты — включая режиссера Дэвида Линча в одном из его последних снятых интервью перед его смертью ранее в этом году. Создатели фильма были шокированы, узнав, что в молодости в качестве студента художественной школы Дэвид Линч присутствовал на первом концерте Битлз в Америке в Вашингтоне — и что у него была еще одно связь с нарративом, который они рассказывали.
«Одна вещь, которую он сказал, но она не попала в фильм, была довольно интересной», — сказал Тедески. «В качестве скаута он был пропускателем на инаугурации Кеннеди. Если задуматься, то невероятно, сколько людей было на шоу в Нью-Йорке в Карнеги-Холле, в Вашингтонском Колизее и в Майами — много людей, которые впоследствии стали известными личностями».
Интервью с Маккартни и Старром стало настоящим испытанием для Скорсезе и Тедески, которые не хотели повторять старые истории — что совсем не просто для знаменитостей, с которыми бесконечно проводили интервью, такими как Битлз. К счастью, Тедески удалось поговорить с Маккартни, когда рокер курировал фотовыставку, посвященную Битлз в 1964 году. «Фотографии вспомнили его память и создали способ для разговоров, а не просто интервью», — сказал Тедески. Что касается Старра, то создатели фильма смогли убедить его открыться, просмотрев все старые вещи, которые он хранил с тех пор.
Другой способ, который делает «Битлз 64» заразительным, так это то, как сам Старр, кажется, не постарел — когда он перебирает свои старые вещи и демонстрирует свой старый комплект ударных, он проявляет юношескую энергетику, не отличимую от гораздо молодого человека, которого мы видим в архивных записях. В краткие моменты, которые Скорсезе разделяет со Старром на камеру, кажется, что и он становится моложе, словно он вновь соединяется с тем студентом NYU, который впервые влюбился в группу.
«Практически невозможно поверить, что прошло столько времени», — сказал Скорсезе об интервью со Старром. «Я бы был другим интервьюером 30, 40 лет назад. Но следуя за ними и другими великими художниками, от Стонс до Дилана до The Band и Ван Моррисона, вы проходите через весь этот период людей, которые проходят долгие художественные пути, и вы меняетесь. И как-то вы возвращаетесь к тому первоначальному волнению о радости музыки и о том, что эта музыка означает в наблюдении за жизнью, которую мы ведем или пытаемся вести».
Скорсезе и Тедески, которые работали вместе в различных ролях около 20 лет, до сих пор не только увлечены музыкой, но и наполнены энергией, стремясь найти кинематографический язык для выражения своих чувств. «Проблема заключается в том, как это сказать, то есть в визуальном нарративе», — отметил Скорсезе, добавив, что они с Тедески сейчас занимаются именно этой проблемой в своем новом документальном фильме о Робби Робертсоне.
«Мы сняли концерт в мемориал, а Дейв сейчас собирает это», — сказал Скорсезе. «Мы находимся в разгаре процесса работы над тем, что это такое. Мы знаем, что это концерт, но нас должна вынести какая-то история или дать нам опыт, чтобы мы могли понять, откуда пришла музыка и как она влияет на людей сегодня.» По словам Тедески, задача заключалась в том, чтобы найти способ донести чувства, которые он наблюдал у артистов на концерте-трибьюте, на экран так, чтобы это было понятно.
«Мы сняли трибьют-концерт вместе с репетициями, и были потрясающие артисты», — сказал Тедески. «Эрик Клэптон, Ван Моррисон, Эллисон Рассел… и очень интересно увидеть, как музыка The Band и музыка Робби исполняется разными артистами, все из которых были по-настоящему затронуты The Band и оказали на него влияние. Мы работаем над тем, чтобы передать это волнение и музыкальность и красоту в нечто более похожее на фильм».
«Битлз 64» сейчас доступен на Disney+.
Мартин Скорсезе и Дэвид Тедески, кажется, решили, что бездоказательные мифы о "чуде" Битлз можно превратить в реальное кино. В их славном новом документальном фильме "Битлз 64" станица противостояния, конечно, напоминает о том, как доведение до слез многих было профессиональным занятием. То есть, если вы все еще считаете, что переброска архивов — это чисто гуманистическая инициатива, подумайте: неявные интересы могут оказаться как никогда близкими к зелёненьким долларовым знакам.
Скорсезе решил вспомнить, как это было на самом деле — в эпоху, когда длинные волосы у парней вызывали больше восторга и недоумения, чем их музыка. Забавно, что именно те, кто изначально считал Битлз «глупой новинкой», теперь стали главными их адвокатами. Как ни странно, движение в сторону «чего-то нового» совпало с тем, что незадолго до этого страна переживала шок от убийства президента Кеннеди. Возможно, было так сложно находить светлые эмоции в такие мрачные времена?
Тедески подчеркивает, что его задача — передать ту самую магию моментом с помощью прозорливости Мейслесов. И вот коротко о Мейслесе: согласно официальной версии, он просто фанат, который случайно оказался в нужное время в нужном месте, чем-то напоминаючи графа Дракулу в зубной клинике — слишком много удачи в одной жизни. За его красноречивые комментарии о Битлз теперь потребуются дополнительные гонорары. Но, как говорит Тедески, обаяние Мейслеса — ключ к успеху: как здорово, когда на заднем плане идет старый добрый бизнес по сбору одобрительных мнений от подростков, готовых исключить свои шансы на нормальную жизнь ради группы с длинными волосами.
А что касается современных интервью с выжившими Битлз, они очень напоминают бальную юбку на старом лейбле: по-прежнему привлекают внимание, но что-то в них не дает покоя. Скорсезе и Тедески, должно быть, долго мучились вопросом, как вновь повернуть старые истории в новизну, оборачивая их как невидимый шарик пинг-понга: покажите мне хотя бы одного режиссера, который за свои годы не пытался сделать немножко митинговую возню в помощниках кумиров.
Так что, резюмируя: "Битлз 64" это не просто документальный фильм, это эпопея, в которой мы, зрители, просто не в курсе, как выжить в мире старых добрых историй, повторяемых с новым дыханием коммерческого интереса. Кто будет следить за событиями, когда источник вдохновения уже давно стал кормовой базой для множества интернет-мемов? Как-то существует память — никогда не угасайте в присутствии новых фильмов с подленькими маркетинговыми ходами.