Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Киноманы / Синематограф»«Материалисты»: Сeline Song не создала романтическую комедию, она потрясла этот жанр.
В определенный момент в фильме Сeline Song «Материалисты», который является её второй полнометражной работой после нашумевших «Прошлых жизней», я начала замечать что-то странное: офис в Манхэттене, где главная героиня Люси (Дакота Джонсон) проводит свои дни, пытаясь устроить романтические встречи среди элиты Нью-Йорка. На первый взгляд, переполненный и яркий офис выглядит роскошным; он уставлен столами и заполнен энергичными сватами, такими как Люси, фонтанирующими женской энергией и радостью. Когда у пары всё получается — т.е. когда они обручены, что, по сути, является финишем всех романсов, — выдвигается бар с напитками, и все молодые свахи собираются вокруг, ликуя за хорошую работу и кажущийся успех любви. Они это сделали! Любовь победила! Хотя собранные ими гонорары тоже не помешают.
Тем не менее, чем больше времени мы проводим в офисе Люси, тем дешевле, грустнее и мрачнее он выглядит. Эти столы? Кажется, вот-вот рухнут, плотно прижаты друг к другу, как в каком-нибудь безыскусном маникюрном салоне, где нет места для дыхания, нет пространства для размышлений. Бар? Он шатается. Когда всё становится слишком напряжённым, даже Люси лезет на пожарную лестницу, чтобы подышать свежим воздухом. Это, по сути, совсем не то, чем кажется на первый взгляд.
Как и «Материалисты».
Вы можете простить себя за то, что попались на маркетинговую удочку (даже мы это сделали!), потому что, хотя «второй фильм» Селин на поверхности выглядит как блестящая романтическая комедия о красивой женщине (Дакота Джонсон), между двумя симпатичными мужчинами (Педро Паскаль и Крис Эванс), которые водят её по сверкающему Манхэттену, на самом деле «Материалисты» — это не романтическая комедия. И даже не комедия, и насколько романтичным будет ваше восприятие, зависит лишь от того, насколько вы готовы осмыслить тему, которую романтические комедии редко затрагивают: пределы того, что любовь может сделать для человека.
Циничная, грустная, всё более испорченная и зачастую великолепно злостная, Сон перевернула жанр, чтобы показать, насколько поверхностными могут быть эти истории. Проще говоря, представьте, что утверждение, что фильм сосредоточен на «любви, которую можно найти только в кино», не является комплиментом, а строгим вызовом. И хотя Сон не всегда справляется с этой задачей, результат все-таки захватывающий, мрачный и достойный значительного обсуждения.
Вы действительно думали, что Сeline Song, уже одна из наших лучших хроникеров того, что такое настоящая любовь, сделает яркую комедию о хороших, счастливых людях? Пожалуйста.
Фильм начинается, как ни странно, с врезки, сосредоточенной на романтических ритуалах пещерных людей. Даже они, по мнению Сона, занимались ухаживанием, взвешивая достоинства своих возлюбленных на фоне нужд реального мира. И когда двое её пещерных персонажей становятся парой, это не столько радостное событие, сколько стимул к множеству хороших (и плохих) союзов на протяжении многих тысячелетий.
Для Люси любовь — это сделка. Её клиенты — товары. Сцена знакомств? Это рынок. Неудивительно, что она так успешна в сватах (естественно хладнокровный характер Джонсон творит чудеса для роли), её работа пронизана расчётами и сравнением «за» и «против», оценка потенциального романа напоминает заключение бизнес-сделки. Однако её разные клиенты далеко не всегда согласны, и когда Сон заставляет Джонсон участвовать в всё более ужасных, безличных и мрачных встречах (женщины, которые хотят только высоких мужчин, мужчины, которые хотят только молодых женщин и так далее), легко понять, почему Люси стала такой клиничной.
Воспоминание, вызванное встречей с её экс Джоном (Эванс, работающий в том самом душном регистре, которого мы не видели от него веками) на свадьбе двух её клиентов, ещё больше проясняет ситуацию: Джон и Люси впервые приехали в город много лет назад, жаждущие успеха, но слишком бедные, чтобы позволить себе не только полноценный вечер на городу, но даже парковку на разок в гараже. Устав от бедности, Люси разорвала отношения с Джоном. Спустя годы, их любовь к друг другу по-прежнему очевидна, но также виден и финансовый разрыв между ними: Джон ещё не смог добиться успеха как актёр и вместо этого работает официантом на свадьбе, Люси же является почётным гостем.
Также на свадьбе есть и брат жениха, обаятельный Гарри (симпатичный Паскаль), тот «единорог», с которым Люси очень хочет свести некоторых своих весьма заинтересованных клиенток. Но Гарри заинтересован в Люси, даже когда она чётко дает понять: первое, что она ищет в потенциальном муже, это богатство. А второе тоже богатство. В конце концов, она же материалист. К счастью, Гарри богат. И, как оказывается, он разделяет мнение Люси о том, что романтика — это сделка. Слияние.
Пока Гарри и Люси наслаждаются все более роскошными свиданиями по городу, Джон периодически всплывает на краю сознания Люси. Что если любовь действительно может быть о любви? А не о деньгах, безопасности или о невероятно красивых пентхаусах (в первую ночь, которую они провели вместе у Гарри, Люси, похоже, больше возбуждена роскошным пространством, чем страстными поцелуями Гарри)? Что ж, Люси точно не тот человек, который мог бы это расследовать.
Пока она не станет. Пытаясь свести воедино глубокую внутреннюю войну, Люси, очень прагматичная, холодная и полностью осознающая свои эмоциональные недостатки, сталкивается с событием, которое даже она не могла предсказать или предотвратить. Несмотря на все свои планы, несмотря на всю свою точность, несмотря на всю свою риторику «уберем эмоции из романтики и давайте вас замуж!» — Люси просто не может контролировать людей и то, что они будут делать. И что это ужасное потрясение вызвано её работой — это реальный поворот. Если её доверенные методы могут так ужасно провалиться, что это говорит о том, как она ведет свою личную жизнь?
Это дестабилизация толкает Люси в новые пространства, как ожидаемые, так и неожиданные. Кого она выберет? Джона, у которого может не быть ни гроша за душой (даже если бы он и имел, делить бы ее со своими многочисленными соседями по квартире), но который видит Люси такой, какая она есть, и по-прежнему хочет быть с ней? Или Гарри, который на все 100% понимает, как должна выглядеть и двигаться любовь, и использует это только как щит для своей настоящей сущности? Говоря о плохих вариантах.
Но хотя Сон стремится взаимодействовать с этими идеями — самой природой любви, что само по себе является немалой задачей — даже «Материалисты» не могут избежать привязки к тому, чтобы завершить всё в аккуратной упаковке с большими раскрытиями и еще более громкими заявлениями. Или это всё часть более глубокого трюка, более дикой заготовки? Любовь может оставаться загадкой, но то, как «Материалисты» к ней относятся, не вызывает сомнений. Просто не попадайтесь на блестящую упаковку.
Кинокомпания A24 выпустит «Материалисты» в кинотеатрах в пятницу, 13 июня.
Селин Сон явно решила не просто потрясти жанр романтической комедии с помощью своего нового творения «Материалисты», но и провести его с помощью сейсмоакустического воздействия. Оформить ярлый офис с энергичными сватами, казалось бы, было бы достаточно, чтобы установить кухонные стереотипы о любви. Но, о чудо! За этой блестящей упаковкой скрывается нечто более печальное.
Люси, главная героиня, оказывается, не просто сваха, а настоящий хедж-фонд для сердец. Офис, в котором она трудится, больше похож на перегревшуюся маникюрную, чем на уютное место для поднятия романтики — стены всё ближе, а стулья напоминают рабочие места из фильмов ужасов, где каждый желает любви, но ни один не чувствует себя в безопасности. Очевидно, это тактичный план продюсеров, чтобы создать ассоциацию с невыносимо тесной любовной жизнью.
Когда я вижу, как Люси радуется успешной сделке между двумя страдальцами, становится ясным, что эти потоки счастья на самом деле превращаются в фальшивые улыбки. Лоббисты ощущают эту самомнительность любви, как и рекламные агентства, которые готовы раскошелиться на команду «бронирования мечты», лишь бы окупить свои инвестиции. Неудивительно, что весёлые обручальные кольца скрывают жестокую правду: гонорары — вот первопричина её радости.
Сон приглашает нас на мрачный выпуск самых «счастливых» историй, заставляя улыбаться с сарказмом. Она рассматривает любовь как сделку — и какой же идеалист согласится с тем, что настоящие чувства зависят от толщины кошелька? Гарри с его деньгами и карманами, полными трюков, стоит на перекрестке, где неопределённость на каждом шагу и никакой надежды. Скажем прямо: старым голодным романтикам из фильма просто не суждено было дожить до этого сезона.
Итак, каковы настоящие бенефициары этой покровительственной комедии о любви? Наверняка, это продюсеры, которые могут потирая руки, смотрят, как зрители в узких сиденьях кидаются попкорном, напрягаясь от каждой сцены. Да, это не просто фильм — это жёсткая экономическая игра на романтических судьбах.
В давлении интереса к скучным и холодным местам, которые хранят качество чувств, Сон поневоле заставляет нас задуматься об этом парадоксе. Она ловко выводит нас за пределы банальной романтики, где настоящее чувство сдалось под натиском рыночных тенденций и замысловатых «разводов». Так что же нас ждёт в итоге, спрашивается, кроме вывески со словом «счастье», нарисованной середины жизней Люси?