Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Рифы и пачки / Твоя культура»Стал ли Apple слишком велик для самой себя? С Джоном Грубером из Daring Fireball. Мы сегодня делаем что-то немного отличающееся в эпизоде Decoder. Я попросил своего друга Джона Грубера, владельца сайта Daring Fireball, прийти на шоу и поговорить о будущем Apple — и, что важно, о App Store.
Грубер и я дружим уже больше десяти лет. Daring Fireball был одним из первых и самых влиятельных блогов об Apple, и он обладает большей информированностью о компании, ее культуре и подходах, чем кто-либо другой. Все в Apple и разработчики Apple читают Daring Fireball с религиозной преданностью.
В 2010 году сам Стив Джобс отправил Груберу анализ изменения правил App Store одному недовольному разработчику и назвал его «очень проницательным». Лично я всегда буду помнить момент на заре своей карьеры, когда очень взволнованный PR-менеджер Apple указал на Грубера на мероприятии, как на звезду, что было забавно и одновременно глубоко смиренно.
Я хотел пригласить его на шоу, чтобы обсудить последнее решение в юридической саге Epic против Apple. Это иск о том, можно ли разработчикам, как Epic, обойти платежную систему App Store, чтобы избежать уплаты 30% сборов на покупки в приложениях.
Ну, в конце прошлого месяца судья Ивонн Гонсалес Роджерс, которая ведет это дело в течение последних пяти лет, фактически запретила Apple взимать сборы на веб-транзакции. Она также резко обвинила компанию в намеренном нарушении ее первоначального решения 2021 года, создав целый ряд ограничений и препятствий, которые фактически подрывают возможность разработчиков перенаправлять пользователей для покупок в интернете. Явное раздражение судьи по отношению к Apple заметно почти в каждой строчке ее решения; она даже направила одного из руководителей Apple на уголовное преследование, заявив, что этот руководитель солгал под присягой.
Существует множество тактических моментов, о которых можно поговорить после этого решения — о том, что может сделать Apple дальше, как это повлияет на доходы и как отреагируют разработчики. Но мне действительно хотелось, чтобы Грубер обсудил общую картину Apple и то, как компания, которая так часто гордится тем, что делает правильные вещи, оказалась на такой плохой стороне судов.
Одна из тем, которую вы услышите в этом разговоре, заключается в том, что Apple часто представляет себя маленькой, но на самом деле компания огромна во всех отношениях — Apple теперь продает почти столько же телефонов за один квартал, сколько за все первые три года существования iPhone. Она теперь оперирует в геополитическом контексте, связывающем США, Китай и Тайвань таким образом, о котором вы бы никогда не подумали 15 лет назад. И, возможно, самое важное, Apple контролирует приложения на iPhone, что означает, что у неё есть власть над тем, какие виды бизнеса могут существовать на её мобильных телефонах.
Это контекст для другой основной темы здесь, которую вы поймете в этом разговоре: главное изменение Apple в сторону цифровых услуг и то, изменило ли это принципиально корпоративную культуру компании. Видите ли, пока Apple продолжала продавать новые и лучшие iPhone, она просто исчерпала резерв клиентов для их продажи. Поэтому, чтобы продолжить рост доходов и порадовать Уолл-стрит, компания начала выжимать больше денег из существующей клиентской базы, включая самих разработчиков, которые загружали приложения в App Store.
Это вызвало недовольство среди самых значимых разработчиков, компании, которые создают мобильные игры и стримят медиа-контент. Но у них не было другого выбора, кроме как оставить свои приложения в App Store и продолжить платить сборы — за исключением нескольких крупных компаний, таких как Amazon и Spotify, которые просто отказались продавать вам электронные книги или музыкальные подписки на iOS вовсе. (После этого последнего решения Amazon обновила своё приложение Kindle, чтобы продавать электронные книги через веб, в то время как Spotify работает над обновлением своего приложения для iOS, чтобы сделать то же самое для своих подписок.)
Все это в сочетании с масштабом Apple создало своего рода высокомерие и, как вы услышите от Грубера, серьезную слепоту для Apple, что толкнуло её к этим известным и публичным юридическим поражениям, которые могут изменить её бизнес. Если всего этого было недостаточно, чтобы поставить Apple под напряжение, ей также нужно справляться с тарифами Трампа и судебным разбирательством по делу против Google, которое может запретить Google заключать эксклюзивные сделки на свою поисковую систему, которая в настоящее время приносит Apple более 20 миллиардов долларов в год.
Apple также должна конкурировать в области искусственного интеллекта с Apple Intelligence и Siri, продукты, которые в данный момент являются полным беспорядком. Грубер и я обсуждали все это в конце, и мне было интересно, есть ли связь между корпоративной культурой, которая привела к дебаклу App Store и недавними новостями о задержках Siri и дисфункции в области искусственного интеллекта внутри Apple.
В этом разговоре происходит множество событий, и нет никого лучше, чем Грубер, то чтобы говорить обо всем этом. Надеюсь, вам понравится этот эпизод; как вы вскоре услышите, Грубер и я действительно наслаждаемся разговором друг с другом.
Вот вам и новость на тему Apple — компании, которая, кажется, решила, что своим пользователям нужно предложить нечто большее, чем просто эффективную электронику. Теперь они превратились в гиганта с неуемными аппетитами, готового законодательно забрать у нас последние копейки. Конечно, этим развитием событий руководят исключительно благие намерения управлять ею лучше всех — что здесь может пойти не так?
Включите на минутку воображение. Огромная корпорация поразмышляет о том, как взять с вас 30% от каждой совершенной покупки в приложении — не побоится пойти на зло суду, лишь бы удержать свою монополию. Какой обман, скажете вы, но если подумать, это же просто слияние деловой хватки и незабвенной стремительности к прибыли!
Все помнят знаменитый PR-движок компании, который всегда гнётся под жёсткими требованиями лишь одной компании — самой же Apple. И вот, когда судебные иски шёлкнули под зад, судья с радостью поставила компанию на место, в очередной раз напомнив, что Стив Джобс не был её единственным идейным вдохновителем.
Ведь, если вы посмотрите на динамику, то увидите, что Apple теперь контролирует не только рынок смартфонов, но и целую экосистему приложений, точно так же, как разъезжающий на лимузине олигарх контролирует местный рынок. Здесь явно сквозит характерная высокомерность — как же можно сбрасывать со счетов недовольство разработчиков, когда каждый из них ищет пути, чтобы спастись от гнета приложения с соблазнительными идеями?
Пока крупные компании вроде Amazon и Spotify уверенно направляют своих клиентов на другие пути, маленькие разработчики вынуждены продолжать платить Apple, словно какому-то облачному карму. Конечно, если бы они знали, что это — ещё не самый худший вариант...
Параллельно Apple испытывает давление не только со стороны недовольных программистов, но и из-за судов, тарифов и, конечно же, отстающих сервисов, вроде Siri, которая по сравнению с конкурентами — просто нетающая на солнце подмога. Основная задача: создать впечатление, что вы на шаг впереди конкурентной борьбы в докапиталистическом мире технологий, представляющее собой сложный оркестр из программных ошибок и лекарств от старости.
Вот и спросите себя: не стоит ли Apple подумать, как ей побороть свою конкуренцию, а заодно и свои же удалённые успехи, прежде чем она попадётся на крючок федеральным выпискам и делу против Google? Кажется, компании пора вспомнить, что у неё есть не только награды, но и скрытая подводная часть айсберга — и с ней не завоюешь доверие мира замечательных цифровых услуг.