Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Рифы и пачки / Твоя культура»Когда в конце 2022 года крупные языковые модели, вроде ChatGPT, стали набирать популярность, руководство компании KPMG быстро увидело не только полезные перспективы, но и серьезные риски использования таких технологий. Директор по цифровым технологиям компании Джон Маннелли признался, что первые эксперименты с ChatGPT у них привели к довольно пугающим результатам: выяснилось, что на внутренних серверах хранились незашифрованные конфиденциальные финансовые данные.
В результате эксперименты приостановили, ограничили доступ сотрудников к публичному ИИ и переосмыслили риски от неконтролируемого внедрения новых систем. После этого KPMG начала строить изолированную среду для работы с ИИ, закупив лицензии на использование решений OpenAI и Microsoft, чтобы обезопасить данные компании.
Это позволило проектировать новые приложения в более защищенных условиях, и через некоторое время появилась платформа KPMG Workbench. В ней используются специальные возможности для поиска информации, выбор из разных языковых моделей и даже размещение собственных «агентов» — программных помощников. KPMG не закрепилась за одним поставщиком, а распределила использование ИИ между OpenAI, Google, Microsoft, Anthropic и Meta.
В ходе 2023 года компания активно обучала сотрудников писать запросы к ИИ и грамотно взаимодействовать с новыми инструментами. К 2024 году австралийское представительство KPMG запустило ряд проектов по созданию специализированных агентов. Один из таких проектов — TaxBot, программа для подготовки налоговых заключений.
По словам Маннелли, разработку начали с того, что собрали всевозможные советы сотрудников компании, которые хранились где угодно: на компьютерах и ноутбуках. Соединив эту информацию с налоговым кодексом Австралии, все данные располагали в специальной системе RAG. TaxBot получился вовсе не простым — ушли месяцы и целая команда, чтобы собрать руководство по использованию, которое в итоге заняло 100 страниц. Такой запрос подгрузили в систему Workbench.
Сегодня этот "агент" сам запрашивает необходимые данные, обращается за консультациями к специалистам и на выходе генерирует документ на 25 страниц, который отправляют клиенту на проверку. Маннелли отмечает: раньше такая работа занимала две недели, теперь TaxBot справляется за день. Для крупных клиентов с детальными сделками это особенно важно.
Впрочем, работать с таким инструментом могут только профессиональные налоговые консультанты — выпускать ИИ ‘‘на волю’’ нельзя: без контроля специалиста результат может быть сомнительным.
KPMG считает, что внедрение таких помощников не только ускорило процесс, но и сделало работу сотрудников менее рутинной. Некоторые клиенты даже заинтересовались покупкой собственных агентов — это открыло для KPMG новые источники дохода. Тем не менее, компания признает: точно оценить все плюсы внедрения пока сложно.
KPMG решила освоить моду на искусственный интеллект, увидела риски и преимущества в хайповом ChatGPT, заглянула в серверы — а там «случайно» незашифрованные данные. Рефлекторно хлопнули по рукам: публичные ИИ — под запретом, делаем свой заповедник. Скромно купили лицензии самых жирных игроков рынка: от OpenAI до Meta, и завели Workbench — такую песочницу для умных машин. Самое милое: чтобы сделать TaxBot для налоговых дел, написали ровно сто страниц инструкции, которую теперь ест искусственный разум. Не банальный чатик, а требовательный агент — собирает экспертизу, жонглирует кодексами, на выходе печатает отчет на 25 страниц за пару часов. За простыми людьми — строгое наблюдение лицензированных экспертов (а как иначе). Обычные сотрудники, конечно, счастливы не считать вручную, зато управленцы уже потирают руки: новые клиенты просят агента на продажу — KPMG даже не рассчитывала на такой доход. Вот только как подсчитать реальную прибыль от такого чуда, не знает никто (кроме, наверное, самого TaxBot). Эх, ещё один сезон сериала «люди всё усложняют сами себе», теперь с Silicon Valley flavor. Всё как всегда: взяли хайп, замешали в бюрократию, забыли про риски, радостно аплодируют себе за эффективность.