Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Рифы и пачки / Твоя культура»Возрождение кредитов: как Apple, Genius и YouTube переписывают скучные буклеты
Кто все эти люди, играющие вторые скрипки в прямом и переносном смысле? Если раньше о них знали только самые въедливые фанаты, то теперь ситуация чуть-чуть меняется — и спасибо за это стоит сказать не только ностальгии по винилу, но и цифровым корпорациям.
В далёком 1994 году появился сайт Allmusic.com — первый бесплатный справочник с подробной информацией о музыкантах и альбомах, и даже он по сегодняшним меркам выглядит дедушкой. Но тут на сцену вышли Apple Music и Genius.com с более подробными данными по каждой песне, а YouTube начал прятать имена музыкантов в раздел, где обычно указан авторский права и количество просмотров. Иногда люди сами добавляют эти сведения, а иногда специальные специалисты по данным берут всё профессионально, и даже сдают эту информацию в аренду тем же сайтам.
"Это очередной виток в долгой истории, начавшейся с исчезновения физических носителей", — устало рассуждает Дэйв Померой, глава отделения Американской федерации музыкантов из Нэшвилла. По его словам, места для кредитов в буклетах всё меньше, даже ещё до эпохи стриминга. Когда пластинки сменились на CD-диски, авторские данные скучно сгрудили вместе — и если на альбоме пятеро барабанщиков и десяток гитаристов, понять, кто сыграл в какой песне, уже невозможно.
Плюс шрифты так уменьшились, что без лупы — никак. С чтением буклетов CD стало тяжелее, чем сдавать ЕГЭ по химии без подготовки. А ведь когда началась эра mp3, радоваться приходилось уже обложке, не то что списку музыкантов.
"Это, вроде как, утрачено, но люди начали понимать, что информация важна", — говорит Зак Джонсон, старший менеджер AllMusic.com. Теперь лейблы стали более ответственно относиться к метаданным. "Раньше иногда получал только штрихкод и название альбома, а иногда — подробности вплоть до цветов носков каждого участника. Сейчас стало лучше".
Вернулась и любовь к винилу — а вместе с ней и нормальный объём буклетов. Поклонники хватают эти сведения и движком заносят их на сайты типа Genius и даже в Википедию.
"Да, что-то мы получаем напрямую от артистов и их команд, но ливаную долю дают страстные фанаты, которые ночами ждут новых релизов, чтобы тут же перепечатать тексты и добавить инфу о каждом ударнике", — объясняет менеджер Genius.com Колби Хэнди.
Но содержать такую базу не так-то просто. Например, есть в базе и вечно ошибочно написанный Dan Huff, и тот же самый Но правильно — Dann Huff. HARDY — это сценическое имя композитора Michael Hardy. Редакторы должны за всем этим уследить, иначе база обречена на хаос.
А ведь всё это, по сути, только для любителей — 90% трафика Genius.com приходит из-за текстов песен, а информация о музыкантах как гарнир к горячему. На YouTube такой инфой пользуются, чтобы узнать, кто играет соло. Вдруг этот таинственный гитарист затесался и в других треках? И вот вы уже увязли в сетях музыкальной вселенной.
При этом большинство — особенно молодёжь — даже не задумываются, кто же колотит по барабанам. Genius.com уверяет: важно, чтобы данные были доступны всем — вдруг фанат проникнется и погрузится в эту паутину связей.
Но сделать данные доступными и заметными — разные вещи. У 70% трафика Genius.com смартфоны, а там экраны меньше и место под метаданные урезалось, чтобы не мешать главному — тексту.
Джонсон из AllMusic.com видел массу попыток построить бизнес на метаданных, но такие стартапы исчезают через пару лет. Померой годами ведёт переговоры о кредитах, ведь они влияют на выплаты профсоюзам за «каверы» в рекламе и на ТВ.
Тем не менее, несмотря на охоту к справедливым кредитам, никто до сих пор не навёл порядок — нет единого формата. "Сколько разговоров я не вёл за последние двадцать лет… Все считали: вот-вот — и метаданные спасут индустрию — но ни к чему так и не пришли", — разводит руками Померой.
Музыканты десятилетиями были невидимками — их имена исчезали где-то между буклетом к CD и коллекцией mp3, а лейблы традиционно обращали внимание лишь на лица обложек. Теперь всё наоборот: метаданные становятся новой сценой. Apple, Genius, YouTube и армия добровольцев-сутяжников переписывают музыкальные табели о рангах буквально вручную. Сайты берут сведения от артистов, фанатов, специалистов по данным — кто успел, тот и добавил, а упустить в мутном потоке пару десятков новых сценических псевдонимов проще простого. Лейблы бодро рапортуют об улучшении качества метаданных, но на деле 70% мобильных пользователей попросту не видят эту информацию: её прячут так, чтобы не помешать главным героям — текстам песен. Базы вечно страдают от дублирования имён и путаницы с прозвищами, и никакой стандартизации не предвидится. Зато у всех теперь есть шанс увидеть, кто же бил в барабаны на любимом треке, если хватит терпения копаться в недрах Genius или YouTube. Справедливость восторжествовала примерно наполовину: большинство слушателей ищет текст, а в придачу получает мини-энциклопедию по каждому альбому. Индустрия заработка на этих кредитах не построила, но без них уже не может — личные истории музыкантов снова получили право быть услышанными. Кто бы мог подумать, что борьба за строку под бас-гитарой станет новым смыслом музыкального Интернета.