Сигналы рецессии касаются не только Уолл-Стрит — они затрагивают и моду
Признаки рецессии 2025 года кружащие повсюду — для тех, кто готов открывать глаза. Конечно, есть простые анализы от бизнес-журналистов и финансовых экспертов. Индекс S&P 500 закончился март с самым худшим результатом с декабря 2022 года. Исследование CNBC показало, что большинство главных финансовых директоров, этих корпоративных гуру, которые внимательнейшим образом следят за колебаниями рынка и прибылями своих компаний, сообщили, что чувствуют себя "пессимистично" по поводу экономики США. А впереди раскрытие Президентом Дональдом Трампом планов по «Дню Освобождения» 2 апреля, экономические эксперты согласны, что налоги на иностранные импортные товары приведут к ухудшению ситуации, если не к настоящей рецессии.
Однако знаки не всегда заключаются в движениях фондового рынка и уведомлениях от CNN. Посмотрите внимательно на последние коллекции с подиумов и тенденции расходов; вы заметите явные знаки экономической неопределенности. Признаки рецессии, но в модном исполнении.
Некоторые тренды, такие как всплеск корпоративных костюмов и удлинение подолов юбок, приходят и уходят с каждым экономическим циклом на протяжении примерно последнего века. (Последнее является основой противоречивого «индекса подолов», который предполагает, что юбки удлиняются по мере ухудшения экономики — а когда все становится лучше и люди готовятся к вечеринкам, мини возвращаются). Другие напоминают однодневные реликты, которые были крайне популярны во время (или непосредственно перед) последним серьезным экономическим спадам в США (Великая рецессия, которая длилась примерно с декабря 2007 года по июнь 2009 года). Я заметила возвращение сумки Paddington от Chloé, принта черепа от Alexander McQueen и встроенных накидок от Prada, которые были охарактеризованы как «индикаторы рецессии» в сетях профессиональных редакторов. То же самое касается футболок с логотипом J'Adore Dior и возвращения денима-буткатов. Они — призраки краха 08 года, о которых никто не особенно ностальгирует, но все вспоминают с живописной ясностью.
Конечно, некоторые из перечисленных предметов не появлялись массово с первых лет правления Обамы. Прозрачный шарф с черепом или предварительно украшенный бусинами вырез могут перенести любого модного энтузиаста прямо в 2008 год — отсюда и юмор в их онлайновом прозвище. Но эти предметы не являются искренними индикаторами рецессии, как более широкие тренды, которые развиваются от коллекции к коллекции и от бренда к бренду. (И плюс, какой креативный директор станет намеренно искать что-то из своего архива, стараясь волей-неволей вызвать воспоминания о годе, который почти не запомнился шопингом?)
Истинные индикаторы рецессии в моде отражаются в актуальных поисках простых костюмов, нейтральных цветов и скромных длинных подолов — категорий, которые последний раз достигали пика в середине 2000-х и, как правило, представляют собой усталого от жизни, бюджетного потребителя. Madé Lapuerta, анализируя поиск на аккаунте @databutmakeitfashion, отмечает, что интерес к макси-юбкам вырос на 393 процента в марте; при этом интерес к «минималистическим» и «корпоративным» стилям увеличился на 39 и 38 процентов соответственно.
Эти предметы изначально отражают более мрачное настроение — эстетическое противопоставление громкой роскоши одного процента и вечерней одежды, усыпанной пайетками. (Если нельзя купить яйца, то уж точно не влезешь в сумки с логотипами и дорогие часы). Минималистские стили также по своей сути практичны и могут оправдать свои затраты на носку за считанные недели. Если денежки на шопинг иссохнут, они все равно будут выглядеть стильно.
Умеренные цвета, закрытые силуэты и обрезанные детали также были одинаково распространены накануне Великой рецессии, согласно мнению профессора FIT по управлению модой Винсента Куана. "При ограниченных расходах потребители "торговали вниз", покупая вещи по цене, которая предлагала след от модных тенденций, включая одежду и аксессуары," объясняет он. "Ориентация на минимализм резко контрастировала с максималистической эстетикой, которая преобладала в период экономического бума перед 2007 годом."
Базовые вещи 360 градусов — по форме, цвету и крою — естественно обретали повышенную утилитарность. Их рост как способа «выглядеть богато» за меньшие деньги — это не совпадение. "Менее заметные покупки и минималистские тренды могут быть предвестником того, что нас ждет впереди," говорит Куан. Эксперт по бизнесу также отметил, что юбки становятся длиннее на подиумах осени 2025 года, рассматривая это как признак «неопределенности». Дизайнеры не знают, что будет с мировой экономикой, но они так же напряжены, как и их покупатели, и создают с учетом этого.
Перед тем, как 2025 год стартовал с тарифной паники и пустых полок с яйцами, Pantone выбрал "Mocha Mousse" как цвет года. Аналитики трендов одежды пытались представить его как успокаивающий оттенок: "Он воплощает стабильность, надежность и вечную привлекательность," однажды даже поделилась экспертом с Marie Claire. Но в контексте свободной юбки или набора базовых вещей — особенно в одном элементе, который можно считать вне тренда — это также может означать еще один индикатор рецессии, скрывающийся на виду.