Светлая сторона Стивена Кинга: 'Жизнь Чака' от Майка Флэнагена

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»
04.06.2025, 15:00:10КиноКультура
Светлая сторона Стивена Кинга: 'Жизнь Чака' от Майка Флэнагена

Режиссёр 'Жизни Чака' Майк Флэнаган о жизни, смерти и очень особом человеке, которому посвящен его новый фильм по произведению Стивена Кинга
Если вы хотя бы немного следите за киноиндустрией, то, наверняка, уже слышали об подъеме эмоций вокруг нового фильма Майка Флэнагена 'Жизнь Чака', даже до его премьеры. Это не просто так, что Флэнаган и я разговаривали в годовщину смерти нашего общего друга Скотта Уэмплера. Не только то, что фильм посвящен Уэмплеру, и не только то, что он рассказывает о смерти слишком рано. Уэмплер даже появляется в этом фильме — на заднем плане, улыбающимся и полным жизни. Я заранее не знал, как отреагирую, когда увижу Скотта вновь, ведь последний раз мы были на концерте Брюса Спрингстина — в туре, исследующем темы утраты. Но теперь, сидя в ожидании, я больше не чувствовал грусти. Или, как однажды сказал знаменитый персонаж из фильма Стивена Кинга: 'Надеюсь увидеть своего друга'. И когда я наконец увидел его, меня переполнили радость и ностальгия.
'Жизнь Чака', основанная на раннем новелле Стивена Кинга с тем же названием, — это довольно сложный фильм, чтобы объяснить его без спойлеров, так как он состоит из трех частей, рассказанных в беспорядке, с несколькими актерами, играющими главную роль, пока мы проходим по жизни Чака. Его амбициозное и абстрактное первое действие — это часть, которую лучше всего оставить в тайне, чтобы зритель сам смог её оценить. Затем мы встречаем версию Чака в исполнении Тома Хиддлстона — в сегменте, содержащем захватывающий танцевальный номер. После этого мы знакомимся с молодым Чаком, которого играет Бенджамин Пайяк (просто восхитительно), и именно это связывает весь фильм и объясняет события, которые мы видели в первом акте. Это поистине выдающийся фильм.
Майк Флэнаган хочет, чтобы вы знали: это определенно не фильм ужасов Стивена Кинга. Он не хочет сравнивать свой фильм с 'Побегом из Шоушенка' или 'Постояльцы', но тон 'Жизни Чака' определенно ближе к этим фильмам, чем, скажем, к 'Куджо'.
Флэнаган говорит, что не знает, удалось ли ему это сделать (а это уж точно удалось; даже люди на Торонто международном кинофестивале согласны с этим, ведь он выиграл их высшую награду в сентябре), но он знает, что ни одна студия никогда не согласилась бы сделать нечто столь структурно необычное. Вместо этого финансирование было независимым, что позволило этому уже удостоенному наградами фильму существовать, чтобы все могли его увидеть.
Следующее интервью было отредактировано и сокращено для удобства.
IndieWire: Понимаю, что это странно говорить, но я немного боялся этого интервью.
Майк Флэнаган: Да...
Я разговаривал со многими, кто видел это, и реакции на возвращение Скотта были очень разными. Но когда я увидел его, мне стало радостно, и я не ожидал такого.
Это звучит вполне логично. Тот спектр эмоциональных реакций, которые мы испытываем по отношению к людям, которых потеряли? Я благодарен за те моменты, когда мы сталкиваемся с памятью о ком-то, кого утратили, которые вызывают радость вместо печали. Это действительно великая вещь. Это подарок.
Это интересно. Я много думал о Скотте в последние дни. Год назад в этот день, в тот день, когда это произошло, я был в Остине. Я должен был поужинать с ним и [партнером по подкасту и близким другом Уэмплера] Эриком Веспе. Мы переписывались этим утром, чтобы подтвердить планы. И потом, днем того же дня, его уже не стало. Мы с Веспе встретились, находясь в состоянии парализующего шока. Этот фильм… когда я вижу его, мне тоже становится радостно. Я увидел этот фильм уже много раз, и мне приятно видеть его там.
Снова, я был поражён своей реакцией. Я рад, что это не только я.
Да, я думаю, это вполне человеческое и замечательное. Сегодня, безусловно, это как-то давит на день, но не в негативном смысле для меня. Я наконец-то вернулся в Лос-Анджелес после месяцев в Ванкувере, и меня ждала его публикация в 'Fangoria' с его статьей о визите на съемочную площадку, которую я не мог держать в руках и читать до сегодняшнего утра. Видеть его слова и вспоминать о нем на съемках, о том, как он находился в палатке, наблюдая за танцевальной последовательностью — он наблюдал за днями этого.
Да… Я много думал о нем сегодня. Такого больше не будет. В последний раз, когда я говорил с ним, мы записывали выпуск, он делал подкаст 'Hellraiser'…
Пинхед, самый разумный злодей. Он всегда настаивал, чтобы я посмотрел 'Hellraiser: Judgement', потому что Пинхед оказался самым 'средним менеджером-планировщиком'. Но я слишком долго откладывал и так и не поговорил о нем.
Да! Самый разумный злодей! И этот подкаст был последним продолжительным разговором с ним.
Итак, вы сняли фильм.
[Смеется] Да.
О смерти.
Да, о смерти в молодом возрасте. О смерти до своего времени. Я думаю, меня больше всего расстраивает, каждый раз когда я понимаю, что он не увидит это. Вот что меня по-настоящему трогает.
Первый акт настолько абстрактен по сравнению с другими двумя, которые более радостные. Это было самое сложное? Перенести этот первый акт с бумаги на экран?
Это самый рискованный аспект фильма. Он рискует по-настоящему оттолкнуть людей отчаянием и замешательством. Когда я впервые читал этот рассказ, я чуть не остановил его чтение посередине, потому что он задел меня слишком близко. И я читал его в апреле 2020 года, сразу после начала локдауна, и это казалось, будто мир заканчивается. Я думал: 'Не знаю, смогу ли я это продолжать!
Но я всё-таки был осведомлён, когда заходил, что у нас будет этот значительный сменный тон. Нам надо было провести людей через очень унылое введение, а затем надеяться, что они дотянут до момента, когда начнётся полноформатная танцевальная последовательность — и при этом всё должно быть связно. Но это сработало на бумаге, значит, это должно сработать и на экране. И дело было в том, чтобы не увлекаться слишком глубоким отчаянием. Мы рассказываем апокалиптическую историю, но никто не бегает и не кричит от апокалипсиса.
Но это было как раз то, что казалось реальным. В 2020 году, и даже сейчас, именно так и происходит. Просто: 'это плохое событие произошло, значит, через несколько недель произойдет что-то другое плохое.'
Для меня это ощущается теперь совершенно иначе. Я думаю, что через несколько лет у меня будут такие циклы, когда я буду думать: 'О, этот фильм вызывает более некомфортные ощущения, чем когда мы его снимали.' Когда мы делали финальные обработки Dolby Vision и Atmos в феврале, видя footage с пожарами в фильме по новостям, через две недели после пожаров в Лос-Анджелесе… все здесь, в комнате, работая над ним, почувствовали это остро — 'чёрт возьми, это просто ударило по животу так, как раньше не было.' И я живу с этим уже три года.
Удивительный аспект этого фильма, когда Том Хиддлстон покидает историю и его место занимает молодой Чак, сыгранный Бенджамином Паяком, который просто великолепен.
И он не появляется на экране целый час! Затем он появляется и просто завоевывает его. Он никогда не планировался как одинокий главный герой. Есть титульный персонаж, который всегда присутствует тем или иным образом. Изображение Тома Чака, безусловно, является критическим в середине истории и снова немного в конце. Но Бенджамин действительно несет значительную часть всей истории. Потому что его история определяет историю Тома. Затем, ретроспективно, определяет и объясняет персонажей Чивателя Эджиофора и Карен Гиллан и всех в начале. Это очень странная вещь, которую я никогда не делал раньше: создать фильм без центрального героя. Мы с Чивателем об этом говорили, и он сказал: 'На самом деле, я Чак в начале.'
Да, он и есть.
Затем его фильм заканчивается, и передается к фильму Тома. И этот фильм заканчивается, и передается к Бенджамину. И эта структура уникальна для того, что Кинг задумал. И мы могли сделать этот фильм только независимо, потому что я не могу представить историю, структурированную таким образом, какой-либо крупной студии. Им бы это не понравилось: 'Кто главный герой?' 'Правильно!'
Это всегда хорошо принимается.
Мне повезло, что мы смогли сделать именно тот фильм, который я хотел, и наклониться в сторону странностей и всех вещей, которые тебе не желательно делать в современном кино. И никогда не знал, будет ли это работать или нет. Ты никогда не знаешь. Я никогда не узнаю. Но похоже, что это сработало достаточно хорошо?
Постой, но я знаю. Я говорю: 'Да, это работает.'
Но я живу в очень странном пузыре, где никогда не узнаю. Я буду верить, что это работает.
Вы уже получили награду.
Да.
Так что это как доказательство.
Самая большая награда в моей карьере! Значительно больше всех!
Да, People's Choice на Торонто международном кинофестивале — это большая сделка.
Я проспал это!
Что?
Я так был уверен, что мы не будем среди претендентов, что уснул. Мой телефон продолжал вибрировать на прикроватной тумбочке. Это было около пяти утра, и мои агенты пытались выйти на связь с ума сойти. Но я не устанавливал будильник, чтобы увидеть объявление, потому что думал, что это невозможно.
Говоря о наградах, я видел, что 'Жизнь Чака' сравнивают с другими экранизациями Стивена Кинга: 'больше похоже на


perec.ru

Майк Флэнаган вновь взялся за магию Стивена Кинга, и, конечно же, это не случайно. Словно аромат свежезаваренного кофе, 'Жизнь Чака' заполнила медиа-пространство предвкушением, отчасти благодаря трогательной истории о жизни и смерти общего друга — Скотта Уэмплера. Но, как всегда, за этой эмоциональной завесой прячется потайная комната с лоббистами, которые, казалось бы, стремятся нам продать слезы в упаковке «друг» по занятым полочкам нашей виртуальной библиотеки.

Как же это удобно, что Флэнаган выбрал именно день годовщины смерти Уэмплера для разговора, не правда ли? Сначала не было бы истории, и не было бы рекламной кампании, затопившей интернет. Печальные значения просто идеально перекликаются с потенциальными кассовыми сборами. Да и какой буклет об альтруизме в кино-индустрии еще может продвигать фильм, если не история о скорби и утрате? Давайте не будем забывать про исключительную способность медийных кукловодов использовать личные трагедии ради затяжного успеха.

Типичный независимый проект? Разумеется, это только в рамках круглых столов на фестивалях, где Happy Meal из наград и отзывов подаётся в виде жизни Чака и красивого жеста памяти. Режиссер, словно потерянный среди наград, с небрежностью упоминает, что ни одна студия не согласилась бы вложиться в "нечто столь структурно необычное". А может, просто никто не хотел бы связываться с бесполезностью проекта?

При этом, разумеется, не обойтись без напоминания о том, что награда People's Choice на международном кинофестивале в Торонто привела его в тоску, а уже после — в радость захватывающих последствий для сообщения о фильме. Кто платит за это? Тот, кто громче всех кричит о друзьях и утратениях? Неужели мы всерьез думаем, что на фоне всех этих эмоций не прячутся спонсоры? Вы совершенно правы: независимое финансирование кажется лишь красивой оболочкой для плодотворного сотрудничества с системами пиарщиков.

Как же иронично: Флэнаган со слезами на глазах говорит о том, что это не фильм ужасов Стивена Кинга — лишь забавная попытка отделить свой продукт от привычной ярлыковки и заодно избавиться от побочных эффектов, таких как повышенный спрос на мрачные ужасы. Он хочет, чтобы его работа была уникальной, но на самом деле это тот самый классический механизм кинопроизводства — вспомните, как бонсаи из долгов сердечно взаимодействуют с эго поисковиков.

Вместо того, чтобы задаться вопросом о судьбе авторов и их идей, можно просто расслабиться и полюбоваться на танцевальные последовательности, которые вдруг стали кульминацией истории. Когда как, на самом деле, вся эта структура напоминает тонкую паутину из монет, что были щедро выданы по итогу обсуждений о 'кто главный герой?'.

Так что, прежде чем восторгаться «Жизнью Чака», стоит помнить: за этими мягкими слезами и трогательными воспоминаниями скрываются довольно жёсткие формулы успеха и корыстные побуждения. Как в любом хорошем шоу, здесь гораздо больше корысти, чем мы можем себе представить. Так много эмоций, и еще больше денег? Согласитесь, это не просто совпадение.

Поделиться