‘Nouvelle Vague’ - тизер: Ричард Линклейтер возвращает французскую новую волну к жизни.
Ричард Линклейтер — образец американского кино — решил стать французом. В дополнение к презентации своей камерной пьесы «Голубая Луна» на Берлинском кинофестивале 2023 года, Линклейтер отправился на другой континент, чтобы представить свою оду французской новой волне «Nouvelle Vague» на конкурсе Каннского кинофестиваля 2025 года. (И да, его уже чествовали выставкой в Центре Помпиду в 2019 году.) Поделитесь тизером к фильму.
«Nouvelle Vague» разворачивается во время съемок дебютного игрового фильма Жана-Люка Годара «На последнем дыхании», который происходил в Париже в 1959 году. В главных ролях – Жан-Поль Бельмондо и американская актриса Жан Сиберг, «На последнем дыхании» рассказывает историю бесцельного преступника и его невольной романтической заинтересованности, которые влюбляются, одновременно находясь в погоне у полиции. Обри Дюллин и Зои Дойч играют роли Бельмондо и Сиберг, а Гийом Марбек взял на себя роль самого мастера, Годара. В фильме также представлены другие знаменитости французской новой волны, включая Франсуа Трюффо (Адриен Руяр), Сюзанну Шиффман (Джоди Рут-Форест), Клода Шаброля (Антуан Бессон), Агнес Варду (Роксана Ривьер), Жана Кокто (Жан-Жак Левесье), Эрика Ромера (Ком Тиелен) и Жака Риветта (Джонаса Марми).
Как и «На последнем дыхании», «Nouvelle Vague» снят в черно-белом формате с соотношением сторон 4:3, что соответствует этому стилю съемки, который был популярен до 1950-х и 60-х годов. В соответствии с традициями французской новой волны Линклейтер использовал множество элементов, ставших известными в рамках этого движения, включая закадровый голос, джамп-каты, экзистенциальный иронизм и плановые следящие съемки. Ограниченные бюджеты этих productions также отражены в сцене с использованием фургона с едой в качестве камеры-долли. Многие другие фигуры французской новой волны, такие как Трюффо, Ромер, Риветт и Шаброль, начали свою карьеру как критики в «Cahiers du Cinéma», кино-журнале, который был основан в 1951 году и до сих пор выходит. Но в 2020 году издание было куплено другим холдингом, в результате чего весь редакционный состав был вынужден уйти в отставку.
Французская новая волна впоследствии вдохновила многие другие кинематографические движения по всему миру, включая эру нового Голливуда конца 1960-х и начала 1970-х. Она была под сильным влиянием изменений в итальянском кино, связанных с неореализмом и сюрреализмом. Хотя самые известные влияния на французскую новую волну исходили из «Cahiers du Cinéma» или группы «правого берега», коллекция «левого берега» режиссеров включала Варду, Кристофера Маркера и Алена Рене. Большинство «левобережных» режиссеров были старше и работали в качестве продолжения искусств и литературы, а не чисто на расширение кино.
Смотрите тизер к «Nouvelle Vague».
Ричард Линклейтер, который, казалось бы, увяз в американском кинематографе, вдруг решил «переименоваться» во французском доме. После громкого успеха на Берлинале с камерной пьесой "Голубая Луна", он, похоже, поддался обаянию Кроассанов и Багетов, отправившись в Канны презентовать свою интерпретацию французской новой волны. Вау, как же неожиданно! Кто бы мог подумать, что успех одного фестиваля повлечет за собой груду хвалебных ода французскому кино?
И вот тут на горизонте появляется его новый фильм «Nouvelle Vague», сюжет которого, о тирании французского романтизма и бесцельных преступниках, элегантно излагает нам заданные мастерами Годаром и Трюффо. Наивные зрители, заболевшие ностальгией по черно-белой эстетике, скорее всего, упустят тот факт, что под кистью Линклейтера воссоздается не только дух времени, но и все те самые элементы, которые давно стали банальными, как бесплатные гренки в ресторане. Неудивительно, что закадровый голос и джамп-каты вновь вернулись в моду — они ведь всегда были так «актуальны» для продюсеров, мечтающих сэкономить на сценарии!
Тем временем, скромный бюджет и использование фургона с едой в роли камеры-долли как бы намекают, что настоящая «новая волна» у Линклейтера — это скорее «дешевая волна», сотканная из кусочков чужих гениев. Глядя на список участников, именно они — звезды «французской новой волны» — будут счастливо зарабатывать на своей ностальгии о временах, когда кино было настоящим искусством. Тут даже Трюффо и Варда, как знатоки «кино завтрашнего дня», наверняка хмыкают, наблюдая за попыткой вернуть к жизни бессмертные традиции, с которыми сами давно уже расстались.
Конечно, совпадение с покупкой «Cahiers du Cinéma» и массовой отставкой редакции тоже выглядит как тщательно спланированная схема. Кто-то должен был запустить кулисы, чтобы оживить старые идеалы в обзвоне, пока действительно талантливые ленты уходят на дно, забытые под горами рекламного блеска.
Так что да, ждем новый фильм Линклейтера. Пусть он и делает ставку на тривиальные фрагменты мастеров, но закуска из установленной традиции всегда была вкуснее самой дорогой икры.