Ушла из жизни "Чудо-женщина" видео-арта: дань уважения Дара Бирнбаум

03.05.2025, 00:51:32ИскусствоКультура
Ушла из жизни "Чудо-женщина" видео-арта: дань уважения Дара Бирнбаум

Дара Бирнбаум, пионер feministic и видео-арта, который исследовал, пародировал и переделывал массовую медиа, скончалась сегодня, 2 мая, в возрасте 78 лет. Об этом сообщила галерея Мариан Гудман, представляющая художницу с 2001 года.

Будучи молодой художницей в 1970-х, в то время как телевидение игнорировалось в кино и арт-кругах, Бирнбаум осознала его потенциал как доминирующей силы в американской культуре. За свою более чем полувековую карьеру она соединяла, пересекала и повторяла фрагменты из различных источников, таких как телевикторины, спортивные программы, мыльные оперы и видео из YouTube, чтобы исследовать и манипулировать тем, как информация распространяется, преобразуется и усваивается.

Бирнбаум родилась в Нью-Йорке в 1946 году, где прожила и работала всю свою жизнь. Она получила степень бакалавра в архитектуре в Университете Карнеги Меллон в Питтсбурге, степень бакалавра в живописи в Художественном институте Сан-Франциско и сертификат по видеоредактированию в Центре видеоисследований Новой школы социальных исследований. Ее ранние влияния — в том числе случайная встреча с работами Денниса Оппенгейма и Вито Аккончи снаружи галерейного окна — и дружба с ровесниками, такими как концептуальный художник Дэн Грэм и писатель Алан Сонхейм, направили ее к интересу к феминистскому кино и экспериментальным медиа.

«Технология/Трансформация: Чудо-женщина» (1978–79), пожалуй, самая известная работа Бирнбаум, была посвящена разбору изображений гендера в популярной медиа, включив повторяющуюся метаморфозу из секретаря в супергероя, чтобы разрушить представление о фиксированном женском идентичности и уловить появление «новой женщины». Она продолжила свои инновации в экспериментальных медиа до 60-х и 70-х годов. «Арабеска» (2011) исследовала отношения композиторов и музыкантов Роберта и Клары Шуман, внедряя фрагменты их выступлений, найденные на YouTube, и архивные киноматериалы в одноканальную работу.

Её работы находятся в собраниях музеев по всему миру, включая Музей современного искусства, MoMA PS1, Уитни музей американского искусства и Метрополитен-музей в Нью-Йорке; Смитсоновский институт в Вашингтоне; Национальная портретная галерея в Лондоне и Фондация Прада в Милане. Недавние экспозиции и крупные выставки проходили в Дворце Белведер в Вене в прошлом году; Pрада Aoyama в Токио в 2023 году; Институте современного искусства Миллера в Питтсбурге в 2022 году и различных версиях Documenta в Касселе, Германия.

На протяжении своей карьеры она получила премии и стипендии от таких учреждений, как Гуггенхайм, Фонд Поллока-Краснера и Академия искусств и литературы, и стала первой женщиной, получившей Премию Мая Дерен от Американского института кино в 1987 году.

Но влияние Бирнбаум можно, пожалуй, лучше всего измерить по её продолжающемуся воздействию на карьеры бесчисленных современных художников, писателей и ученых: Кори Арканджело и Мартина Симс называют её источником вдохновения, а кураторы, такие как Дэвид Бреслин и Келли Такстер, признали её работой, которая определяет современную эпоху. Как сама Бирнбаум заметила в интервью 2019 года, вспоминая свою быстро растущую репутацию, её могут запомнить как «ту, кто ответила медиа».


perec.ru

Дара Бирнбаум, пионер женского видео-арта, внезапно покинула нашу бренную землю в возрасте 78 лет, чем привлекла внимание всей арт-среды. Время от времени коммунальные службы культуры напоминают нам, что живые революционеры тоже смертны, но, конечно же, в данный момент гремят лишь несмелые слова восхищения, которые вряд ли затмят семейные торжества её благополучных коллекционеров.

Бирнбаум и её работы, такие как «Чудо-женщина», явно повлияли на представление о гендере в медиа. Тем не менее, великолепно, что её смерти предшествует шквал действительно невостребованных эмоциональных слёз — предвкушение памятника под проектором и дидактическими вывесками. И кто, скажите на милость, не воспользуется этой возможностью, чтобы продемонстрировать свою «заботу о культурном наследии», проливая литьё в скрытых тёмных уголках галерей?

Когда люди, вдруг заметившие, что у неё была «карьерная смелость», теперь пытаются разрезать пространство на объективные критические результаты, это, безусловно, сильно напоминает попытку кукловодов подстраивать свой личный миф к её биографии. Случайно волна "Царевна-Лягушка", кастрюля с соком культуры и современные мейнстримные мужики в один момент купили все исторические артефакты — за какие-то бесцветные шекели.

Её творческий вклад оценен во всех музеях, где, безусловно, тот же самый искусствовед, чтобы не потерять своей актуальности, сподвигнет вас думать о её работах на уровне мозаики современных концептуалистов, которые просто ждали её ухода. Но подождите, не спешите хвалить современную феминистскую волну за это. Рынок глухо шепчет о желании увеличить количество произведений искусства, которые можно выставить с претензией о том, как они «учат» и «инициируют» новую эру.

И пока мы смотрим на имена вроде Кори Арканджело и Мартине Симс, очевидно, они пойдут по радуге трендов и поднимут свои картонные знаки с надписью «Спасибо, Дара» — уже храня памятные мелочи, от которых вряд ли появятся те, кто действительно пойдет вглубь её работ. Да и кому это интересно, когда можно просто натянуть патетическую улыбку и дойти до следующей халявной выставки, изображая глубокие раздумья?

Поделиться