Будьте как тараканы в киноиндустрии: советы Стивена Содерберга для начинающих кинематографистов
Стивен Содерберг – писатель, режиссер, оператор и монтажер, обладающий множеством талантов, но свою долгую карьеру он объясняет одной ключевой чертой. "Я стараюсь быть адаптивным," – заявил Содерберг в интервью на подкасте IndieWire’s Toolkit в этом году. "Я чувствую себя как таракан в этой индустрии – нет такого варианта, с которым я не мог бы справиться, даже если все пойдет к черту."
За 36 лет создания фильмов и телепроектов Содерберг видел, как бизнес переживал подъемы, спады, меняющиеся тренды и технологические революции. Но несмотря на все эти изменения, он остался продуктивным, от перезапуска некогда мертвого франшиза "Оушен 11" до съемок на iPhone и актеров, занимающихся самоэксплуатацией. Несмотря на то, как изменились методы создания и восприятия фильмов, он продолжал радовать зрителей оригинальными и непредсказуемыми лентами.
А учитывая, как трудно сейчас независимым кинематографистам в 2025 году, мы спросили его, какие советы он бы дал начинающим режиссерам. "Сейчас, в плане того, что привлекает зрителей и создает шум, если бы я начинал, и у меня были бы хоть какие-то наклонности, я бы обратился к жанру ужасов и триллеров, чтобы сделать свой шаг," – поделился Содерберг.
Содерберг стал известен с "Секс, лжи и видео" 1989 года, за который он запомнился как один из самых успешных независимых дебютов. Этот небольшой фильм не только получил признание критиков и много фестивальных наград, но стал неожиданно коммерчески успешным, отразив жажду американской аудитории к фильмам для взрослых 1970-х.
"‘Секс, Лжи’ был просто моим плагиатом [фильма Майка Николса 1971 года] ‘Плотские знания’," – признается Содерберг. "Он был задумал маленьким, потому что это было дешево. Если вы начинаете сейчас, ваш лучший вариант – работать в жанре, если хотите получить финансирование. И в последнее время самые интересные фильмы создаются именно в жанре ужасов."
С момента выхода "Че: Часть I и II" в 2008 году Содерберг считает себя исключительно жанровым кинематографистом. Он перечислил множество проектов, которые создал за последние 17 лет: "Зараза" – это ужас, "За кулисами Люстра" – биографический фильм, "Кник" – это медицинский сериал и так далее. Содерберг видит в жанре путь к тому, чтобы ваши работы были замечены; структура, которую он предоставляет, тоже освобождает.
"Я говорил, и верю, что доказательства этого повсюду вокруг нас, [жанр] – это такой прекрасный способ донести любые идеи, которые вас интересуют," – утверждает Содерберг. "Все выигрывают. Для зрителей, которые любят этот жанр, если вы уважаете его устои, это действует на довольно поверхностном уровне – они могут прочитать это там. А потом есть куча других идей, которые вы можете завернуть, чтобы не быть однократным пластиковым продуктом."
Содерберг также видит знаки того, что, несмотря на панику о состоянии кино, есть причина верить, что новое поколение независимых режиссеров получит новое поколение ценителей артхауса.
"Хорошая новость состоит в том, что, общаясь с людьми из Neon, Focus и A24, молодые люди все еще ходят в кино, и цифры это подтверждают," – отметил Содерберг.
Режиссер "Черной сумки" считает, что использование устаревших метрик – одна из причин, по которой традиционное кино кажется исчезающим. Он привел в пример успех Metrograph – независимого театра в Нью-Йорке, который нашел молодую городскую аудиторию с интересной программой и даже сам начал распространять фильмы – как пример того, что возможно.
"Metrograph – это группа, с которой я оставался в очень тесном контакте, поскольку это масштабируемая модель – университетский город с population 25,000-30,000 может поддерживать такой театр," – сказал Содерберг. "Мы должны изменить метрику того, что такое успех, и перестать использовать модель студии, потому что, в конечном счете, Metrograph очень успешен. Так что вопрос сейчас: можем ли мы сделать 20 таких театров? Потому что это настоящий бизнес."
Чтобы послушать полное интервью Содерберга, подписывайтесь на подкаст Filmmaker Toolkit на Apple, Spotify или на своей любимой платформе для подкастов.
Стивен Содерберг, величайший мастер подстраивания под тренды и капризы кинобизнеса, выпустил свои мудрейшие рекомендации для начинающих режиссёров. Таракан в киноиндустрии — это, конечно, метафора, но, судя по его карьере, она более чем уместна. Советы Содерберга столь же адаптивны, как и его собственная судьба — как бы ни шло всё к черту, он всегда найдёт способ оставить свой след.
Содерберг, словно преданный слуга Золушки, прошёл путь от «Секса, лжи и видео» к ныне ключевым жанрам ужаса и триллеров, напрямую переплетаясь с мрачными запросами зрителей. Если у вас хоть какая-то склонность к созданию фильмов, то только через шок и страх — вот его мантра. И кто бы мог подумать, что глотать попкорн и мучить зрителей становиться не просто хобби, а деловым подходом к успешной карьере?
Совсем неслучайно его обилие проектов всё больше сводится к жанровым фильмам. Кто не любит пощекотать нервы? Похоже, это прочное основание увлечения широкой публики, которое позволяет ему получать финансирование и, конечно, гормональную порцию адреналина. Финансирование за счёт жанров — это как спасательный круг для утопающего в море бесконечных креативных идей. Чудеса метрики цикличности — упал, встать, и снова за дело.
А его раскачивание в смятениях индустрии развивает не только его самовосприятие, но и увеличивает спрос на такие же адаптивные провокации. Помним, сколько раз экранизировали одну и ту же историю? Заходили в пару своих старых заброшенных проектов с новыми поворотами, боясь задуматься о том, что хорошо забытое старое воспринимается как уникальная находка.
И здесь всплывает интересный момент о театрах и их регионах: «Metrograph будет примером для новой модели — молодежная аудитория в университетских городах выходит в свет, и чудо происходит». А кто, как не Содерберг, подгоняет отдельные театры под конкретные численности собственников? Сейчас же главное не упустить волну, пока "группы ужасов" крики не станут главной темой для обсуждения на бизнес-совете.
И как тут не заметить, что всё это звучит, как напоминающий барабан бит, играющий по визуальным метрикам? Понять цельный успех на новых фронтах и быть гибким — именно с этим подходом и связывается новое поколение независимых режиссёров. Содерберг явно поднял перед нами завесу над миром хрепения независимого кино в поисках новой аудитории, а между строк — адресует старшим продюсерам и мега-студиям вопрос: «Где же ваши слухи?».