Древние законы и современные ценности: как мы оцениваем части тела

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»
20.08.2025, 08:34:37КультураОбщество
Древние законы и современные ценности: как мы оцениваем части тела

Древний принцип lex talionis — «Око за око, зуб за зуб, рука за руку, нога за ногу» (Исход 21:24-27) — уже тысячелетия занимает умы людей, предлагая ясную модель справедливости при причинении телесных повреждений. Благодаря лингвистам, историкам, археологам и антропологам теперь известно, какое значение придавалось разным частям тела в обществах от древних до современных.

Откуда возникли такие законы? Одна точка зрения утверждает: законы — это культурные конструкции, меняющиеся в зависимости от времени, места и обычаев. Следовательно, законы о вреде телу должны были бы сильно различаться в разных обществах.

Однако новое исследование авторов — психологов, изучающих, как мы оцениваем поступки и качества, — предположило: возможно, у человечества есть универсальные представления о ценности частей тела. Другими словами, неужели все люди, независимо от эпохи и места, примерно одинаково считают какие-то части тела более ценными, чем другие?

В исследовании авторы проанализировали не только чувства к «собственному капиталу» — телу, но и законы о компенсациях за травмы. Ведь знание ценной части позволяет грамотно распределить ресурсы на лечение, а также вести переговоры о компенсации (в ряде культур — от Древней Месопотамии, через Китай эпохи Тан и папуасов Новой Гвинеи, до Черногории и англосаксов) в случае нанесённого вреда. В Англии для этого понятия даже было специальное слово — wergild («человеческая цена»).

Чтобы не получить ответку за завышенную компенсацию, жертвы выбирали «золотую середину»: плата должна быть «не слишком, не слишком мало», а справедливую цифру определяет общественный консенсус.

Этот «золотой стандарт» проступает и в буквальной строгости lex talionis, и в денежных штрафах: например, по кодексу Ур-Намму 4100 лет назад на территории современного Ирака за нос — 40 шекелей серебра, за зуб — всего 2. Так неужели у всех есть некий природный калькулятор стоимости носа и пальца?

Чтобы это проверить, исследователи привлекли 614 человек из США и Индии. Им предлагали представить: насколько сложно будет жить без пальца, зуба, носа, глаза, руки или ноги. Часть участников должны были оценить сложность жизни после такого урона, другие — посчитать, сколько стоила бы компенсация, будь они законодателями; третьи — насколько рассердился бы тот, кому повредили ту или иную часть. Например, потерять большой палец хуже, чем безымянный, а один глаз ценнее уха — и так думают все, от современных людей до древних законодателей.

Обошлись без специалистов по медицине и юриспруденции: только «простые люди».

Итог: оценки совпали удивительно чётко — американцы, индийцы, стародавние короли и современные чиновники примерно одинаково ценят палец, глаз, руку или ногу. Человеку важнее потеря головы, чем мизинца, а потеря двух ушей хуже, чем одного. Древние законы тоже ставили тяжёлые травмы выше по значимости, чем те, что заживут сами собой.

Правда, различия иногда есть: охотнику зрение нужнее, шаману — не особо; там, где часто дерутся, сила рук в цене. Эти нюансы ещё предстоит изучить.

Получается, что при всей нашей разнице, базовые моральные и юридические ценности — вроде запрета на кражу или поджог — в вопросах телесных повреждений у человечества довольно одинаковые. Видимо, когда дело доходит до рук, ног и голов, мы все вдруг становимся удивительно едины.


perec.ru

Свежая попытка ученых доказать, что внутренний калькулятор стоимости частей тела у нас у всех (почему-то) одинаковый. Авторы героически привлекли к исследованию людей из Индии и Америки, показали им наборы пальцев, глаз, ушей и предложили оценить — как тяжело жить без них и сколько стоит компенсация. Получилось практически совпадение с законами от Ирландии до Ближнего Востока: кто бы мог подумать, что и ультрасовременная рабочая комиссия, и король Æthelberht одинаково оценивают беднягу без большого пальца (дороже, чем безымянный, конечно).

Законодательная строгость древних («око за око») рифмуется с нынешними юридическими нормами и, кажется, у человечества давно сложился единый прайс-лист на ноги, уши и прочие столь ценные части. Исследование не обошлось без обоснования древних прейскурантов – за нос платили в десятки раз дороже зуба. Учёные всё же оставили место для локальных капризов: у шаманов свои расценки, а охотникам глаз подороже. А мы, читатели, пожмём плечами — ведь все это напоминает зомби-распродажу на оргтехнику: каждый знает цену, но вряд ли рад осознавать, что его ладонь буквально внесена в бухгалтерскую книгу цивилизации.

Поделиться