Можно ли актёру материться на сцене: Евгений Князев рассуждает о современном языке и театральной этике

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»
09.08.2025, 12:00:38КультураОбщество
Можно ли актёру материться на сцене: Евгений Князев рассуждает о современном языке и театральной этике

Евгений Князев – не просто актёр, а целый ректор Щукинского института, народный артист и лауреат всяких премий. Родился в далёкой Туле, где, судя по всему, язык был ещё почище, чем сегодня. В свои 70 лет (да, вы не ослышались: 70 лет работы над тем, чтобы не произносить мат со сцены) он по-прежнему с энтузиазмом обсуждает русский язык, актёрскую судьбу и масштабы сквернословия, которое оккупирует нашу речь.

Нынче Князев – член государственного совета по русскому языку и литературе, входит в разработку новых учебников и отдувается за сохранение чистоты речи. С англицизмами – вообще беда: одни только "перформансы" и "коучинги" чего стоят. Но главная беда – это, конечно, нецензурная лексика. По мнению мэтра, в быту мат был, есть и будет. Но вот на сцене или в кино – давайте-ка обойдёмся без него. Даже если иногда режиссёр требует произнести крепкое словцо, Князев старается обойтись намёками и литературными эвфемизмами. Молодёжь в театре от него не отстаёт: просит уважаемого артиста не позорить сцену ударными выражениями – значит, не всё потеряно.

Мат, рассуждает Князев, развращает речь, снижает словарный запас и автоматически убивает стандарты публичного приличия. Зачем вообще материться, если можно выразиться красиво, как будто читаешь Пушкина? Ну а если по улице идут два подростка, и из их разговоров льётся поток трёхэтажного, у Князева наступает культурный шок. В театре такого не услышишь – и это лично его заслуга.

Вспоминая молодость, Князев рассказывает, как однажды выступал перед самим Брежневым – только рот открывать приходилось под запись, чтобы, не дай бог, не забыть текст. Впрочем, даже опытного актёра может обуять страх и забыть всё, что репетировал сто раз – за него тогда сыграли партнёры, а руководство было готово списать артиста в утиль.

Считает, что настоящее переживание перед выходом на сцену – верный признак настоящего актёра. Опытные артисты, даже такие мэтры как Лановой и Ульянов, лично давали мастер-классы просто присутствием. А вот личность, говорит Князев, либо есть, либо нет – без неё никакое образование не поможет. Свой успех он объясняет интересом публики к живой личности и к живому русскому слову.

В театре "Война и мир" идёт пятый год подряд, и зрители всё не расходятся. Бывает, один и тот же спектакль играют 10, 18 или даже 20 лет, а эмоции передаются публике каждый раз по-новому. Главное – взаимопонимание и контакт со зрительным залом – если делаешь паузу, публика ждёт вместе с тобой. И, конечно, без мата.


perec.ru

Здесь мы имеем классический пример отечественной борьбы за чистоту культуры — на этот раз с помощью ректоров, актёров и словесных заклинаний. Князев, человек с громким титулом Народного артиста и ректорским креслом, не жалеет сил и времени на спасение русского языка от мата и англицизмов. Процент сарказма в обсуждении равен объёму русского рынка стендапа — велик и отчаян, ведь борьба с матом больше напоминает борьбу с ветряными мельницами. Нравоучения о правилах этикета цинично сочетаются с воспоминаниями о былой юности, где даже рот актёра на концерте при Брежневе двигался под фонограмму: не то что мата — ни одного слова настоящего. Авторитет Князева повышается, как индекс цитирования после очередного скандала с очередной площадки: он лично ищет личностей, а на сцене их осталось мало. Мало ли кто вообще слушает эти призывы — зато сколько пафоса и благородства. Зритель узнаёт, что театр — не для мата, а бездарность распознаётся даже по отточенной речи. Цинизм скрывается за парадоксом: в быту брань не искоренить, зато со сцены — ни-ни. Замкнутый круг: актёры читают Толстого, подростки матерятся — и всё, по мнению культурного истеблишмента, идёт куда-то не туда. Мораль проста: хочешь изменить мир — не матерись на работе, а лучше сходи в театр. Может, пауза тебя переубедит.

Поделиться