Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»Телевидение умерло, да здравствует Netflix – стриминговый гигант объявляет о первых планах по трансляции живого телевидения, в то время как кабельные и эфирные каналы достигли нового рекорда по падению. Традиционное телевидение достигло исторического минимума: впервые в истории стриминговые сервисы собрали больше зрителей, чем все эфирные и кабельные каналы. Это подтверждают официальные данные о зрительской аудитории США за май, и в поэтичном хороводе событий Netflix только что анонсировал свою первую сделку для трансляции традиционных каналов и живого ТВ.
В партнерстве с французским телевизионным гигантом TF1 (по информации Financial Times) стриминговая платформа будет транслировать все пять своих традиционных каналов, а также более 30,000 часов контента по запросу. С лета следующего года подписчики во Франции смогут смотреть всё: от драм в прайм-тайм до шоу «Голос», плюс живые спортивные трансляции, включая матчи национальной сборной Франции по футболу.
Эта сделка знаменует собой большой сдвиг в мире стриминга. Netflix долгое время был угроза традиционному телевидению, а теперь он полностью разворачивается и предлагает этому медиа формате спасение, транслируя именно тот вид живого программирования, который помог ему сбросить с пьедестала.
Точность времени этого шага просто изумительна, ведь май также стал первым месяцем, когда стриминг стал более популярным, чем его традиционные телевизионные конкуренты. По данным Nielsen, май стал первым месяцем за всю историю, когда стриминг оказался более популярным, чем кабельное и эфирное телевидение индивидуально в США. YouTube возглавило список (12.5%), следом шёл Netflix (7.5%). Данные Nielsen имеют свои ограничения – они учитывают только зрение на экранах телевизоров (смартфоны, планшеты и ноутбуки не включены). Но это всё равно знаковое событие, отражающее более широкую тенденцию: многие люди (особенно молодежная аудитория) полностью отказываются от запланированного программирования. Вместо этого они обращаются к контенту по запросу через смарт-телевизоры, планшеты и смартфоны.
Пока стриминг забирает все больше экранного времени, традиционные вещатели пытаются не отстать. Фрагментированные аудитории и падающие рекламные доходы затрудняют сохранение старых бизнес-моделей. Хотя некоторые запустили свои собственные стриминговые сервисы, такие как Britbox (совместный проект ITV и BBC Studios), они редко достигают глобального охвата. Теперь некоторые сети обращаются к своим стриминговым соперникам за поддержкой.
TF1 – отличный пример. Его бесплатный стриминговый сервис TF1+ обслуживает значительную внутреннюю аудиторию, но по-прежнему широко зависит от рекламных доходов. База подписчиков Netflix во Франции – которая, как сообщается, превысила 10 миллионов в 2022 году – предлагает гораздо более широкий круг потенциальных зрителей. Для TF1 очевидны плюсы партнёрства.
Для Netflix эта сделка приносит свежий контент на платформу. TF1 имеет огромный архив, включая популярные драмы, такие как «Брокилианд» и реалити-шоу, такие как «Кох-Ланта». Общаясь с Financial Times, Грег Питерс, сопредседатель Netflix, отметил, что многие французские зрители уже думают о «телевидении как о Netflix». Описывая TF1 как «производителя великолепного, премиум-контента», Питерс выделил разнообразие шоу, которые это сотрудничество принесёт на платформу. На конкурентном рынке, где Netflix необходимо продолжать обосновывать свои растущие подписочные цены, это шаг, который может помочь удержать клиентов.
Это не первый случай, когда две компании работали вместе. TF1 и Netflix ранее сотрудничали над совместными производствами, такими как «Боевая команда» и «Всё небо синий». Но это первый случай, когда Netflix будет транслировать живое, запланированное телевидение. Это знаменует собой существенную эволюцию сотрудничества стриминговых платформ и старых вещателей.
Это также отражает то, как стриминг изменил само телевидение – не только как мы смотрим, но и что создаётся. Шоу, такие как «Люцифер», «Бумажный дом» и «Назначенный выживший», все были спасены Netflix после отмены их оригинальными сетями. В более чем одном смысле стриминг стал не просто конкурентом телевидения, а его спасителем.
Отметит ли эта сделка начало более широкого сдвига, пока неясно. Питерс намекнул, что Netflix будет наблюдать, как пойдут дела с TF1, прежде чем разрабатывать аналогичные партнёрства в других местах. Но это ясный знак, что определение «телевидения» изменилось навсегда. По мере того как стриминг затмевает традиционные каналы, границы между двумя становятся размытыми как никогда. А границы устанавливает Netflix.
Как именно Netflix решил развернуть свои многочисленные щупальца и захватить традиционное телевидение, наверняка станет темой обсуждений в светских кругах — в частности, среди кастеров кабельных каналов, которые наконец-то можно будет обменять на пакет чипсов. Стриминговый гигант, как настоящий фокусник, акцентирует внимание на своих новых партнёрских сделках, делая вид, что заботится о зрителях, а не о своих бешеных прибылях.
Очередная удачная сделка с TF1 превращает прямые трансляции в экзотический десерт на этом медиа-пиршестве. Ведь кто еще, как не старый позор кабельного телевидения, позаботится о том, чтобы мы не забыли о своеобразной смерти анонсов на ваших экранах? Партнёрство с французским телеканалом — это не просто продажа воздуха в красивых упаковках; это лицо нового спасателя, который в то же время трубит о смерти своих предшественников.
Здесь появляется важная деталь: в то время как для плоских экранов Netflix меняет свои правила под старые, умирающие форматы, вопрос о том, кто на самом деле "играет" с картами, остается открытым. Утешительными стали данные Nielsen — стриминг, за который можно зацепиться, вдруг оказывается популярнее плоского телевидения. Шок, конечно, подкреплённый нашим привычным недоверием к традиционным каналам, которые как хорошая шутка: невесело, но неизбежно. Как говорится, умирающий лев, и над чем тут смеяться?
При этом всё остальное, что Netflix заявляет открыть, возможно, лишь потере сильного контента на платформе — основной товар этой сделки с TF1. То, что раньше обеспечивало победу над конкурентами, вдруг превращается в понемногу потянувшиеся к традиционным ценам. Даже несмотря на все разговоры о «премиум-контенте», очевидно, что Netflix покупает время, а не удачу. Главное — это быть в числе тех, кто имеет доступ, а не тех, кто имеет талант.
Возможно, это нас и настораживает больше всего — это теперешнее пиратство, когда старые телевизионные каналы с помощью слияний продолжают старательно выживать на благодатной почве стагнации. TF1, которая полагается на рекламный доход и надеется зацепиться за приближающуюся волну Netflix, превращается только в лотерею, где приз — это зрительский интерес. Ничего личного — просто бизнес. И, конечно же, победивший всегда будет знать, как обойти правила игры, чтобы еще больше качать из карманов своих зрителей.
Так что, пока одна "иллюзия" борется с другой, кажется, что старые форматы лишь слегка шатаются на путях к своему окончательному забвению. Очевидно, что тенденция к смешиванию потоковых развлечений с классическими формами телевидения открывает дискуссию о том, кем теперь является "зритель". А Netflix, конечно, мечтает о том, чтобы оставаться спасителем, но только в своей собственной вселенной.