Лило и Стич: Как Дин Флейшер Кэмп следовал анимационным урокам Криса Сандерса

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Культура TODAY / Зарубежная культура»
07.06.2025, 15:51:06КиноКультура
Лило и Стич: Как Дин Флейшер Кэмп следовал анимационным урокам Криса Сандерса

Дин Флейшер Кэмп открыто признает, что «Лило и Стич» — его любимый анимационный фильм Disney, именно поэтому он и захотел снять живую версию, которая неожиданно стала блокбастером. Он предложил сделать фильм как «шутки плюс слезы». Эта история стала родственной его номинированному на Оскар фильму «Марсель — ракушка в обуви». Они оба содержат в себе одну и ту же ДНК: два анимационных изгоя в поисках семьи. Если бы они только встретились — какое бы это было приключение.

«Когда я был в школе, это меня поразило, потому что он не выглядел как любой другой фильм Disney», — рассказал Флейшер Кэмп IndieWire. «Когда он вышел в 2002 году, это стало одной из причин, почему я пошел в анимацию. И в нем не было тех же тем и персонажей, что и в других фильмах Disney. Это не было в сказочном королевстве, и не было принцесс. Это было очень современно. Шестилетнюю девочку, которую отбирает социальная служба у ее сестры, было легко понять. Это была очень приземленная, «земная» история о социальном изгое в научно-фантастическом контексте.»

Тем не менее, адаптировать 2D Стича, мерзкого, детского, беглого инопланетянина, который спасает Лило (Маия Кеало), пытаясь найти дом на Земле, оказалось настоящим вызовом для компьютерной графики. Это был проект компании ILM (под руководством супервайзера по визуальным эффектам Крейга Хаммака и супервайзера по анимации Мэттью Шамвея), которой нужно было решить проблемы с уникальной формой и размерами шершащего, собачьего вроде бы, персонажа и его знаковыми большими глазами.

«Все основано на оригинальном художественном стиле Криса Сандерса (который вместе с Дином ДеБлоисом руководил оригинальным анимационным фильмом и вернулся, чтобы озвучить Стича), — сказал Флейшер Кэмп, который пришел в анимацию из мира рисования и живописи. — Я думаю, что этот фильм, больше чем любой другой фильм Disney, является представлением зрения одного художника на вселенную».

В самом начале Флейшер организовал «команду Стича» для разработки концепций с ILM. В нее вошли бывшие сотрудники Disney Алекс Купершмидт и Патрик Osborne (лауреат Оскара за короткометражный фильм «Пиршество»). Купершмидт, который был главным аниматором оригинального Стича, предоставил зарисовки основных циклов ходьбы, в то время как Osborne, который присоединился к команде в середине производства, помог с более продвинутым визуальным подходом.

«Мы использовали всю потрясающую работу, которую аниматоры проделали в оригинальном фильме, и убедились, что мы сосредоточены на этом стиле, сохраняя традиционное чувство анимации «сжимаемости и растяжимости», — добавил Флейшер Кэмп. — Поэтому я привлек больше аниматоров, которые не начинали с 3D-анимации, где все основано на риге, а с традиционной анимации, основанной на позах. Это всегда первое, что я делаю. Проще всего нарисовать несколько эскизов и сказать: «А что насчет этого?» Это может показаться мелочью, но в целом это именно то, на что ты смотришь и говоришь: «Это однозначно Стич».

К счастью, у них была возможность изучить «Surfing the Sanders Style», руководство, созданное художником Disney Сью Николс, чтобы помочь другим художникам понять и воспроизвести уникальный подход Сандерса к 2D-анимации в «Лило и Стич».

«Они прошли через весь процесс, чтобы точно определить, что делает стиль рисования Криса Сандерса именно его стилем», — сказал Флейшер Кэмп. «Это касалось толщины линий и того, как выглядят складки. Я называю их «настраивающими пружинами» и всегда ищу их. Моей любимой была «цветочная сумка». Все, что рисует Крис Сандерс, тяжелее внизу. Это толстая линия внизу, она буквально приземлённая, и нет острых углов. Все округлое, так что всё выглядит как цветочная сумка. И нам повезло, что у них был этот стиль для оригинального фильма, потому что затем мы смогли отправить это аниматорам».

Однако вскрыть код «стиля Стича» было лишь одним из требований: трудно было перевести это в компьютерную графику, что потребовало много времени и усилий. «Вы говорите: «Я хочу, чтобы Стич сжался здесь, потому что он собирается прыгнуть», — продолжал Флейшер Кэмп. «А затем, когда он в воздухе, я хочу, чтобы он был в шесть раз длиннее, чем когда он нормальный. И это означает, что они должны ломать риг и фактически лепить индивидуальные формы, чтобы перевести нас с точки А в точку Б. Это становится более похоже на традиционную анимацию в 3D-пространстве, где им приходится двигаться от позы к позе и sculpt эту анимацию.

«Но ваша работа только начинается, — продолжал режиссер. — Вы добились нужного внешнего вида и освещения, и, возможно, у вас есть модель, которая хорошо выглядит с нескольких углов. Теперь вам действительно нужно создать душу этого персонажа, анимационный стиль и как-то систематизировать его, чтобы вся команда аниматоров могла работать в унисон и создавать одного и того же персонажа.

«Мы получили довольно много разжимания и растяжимости в риге, так что вы можете растянуть его руки; на самом деле, мы довольно много использовали его голову, действительно подталкивая туда, куда она должна была уходить», — сказал Шамвей из ILM IndieWire. «И просто сумасшедшие лица. Но вы должны делать это с определенной степенью сдержанности, потому что вы затем переходите в «Роджера Рабита» и «Космический Джем», где это выглядит как мультяшный персонаж в реальном мире. Нам нужно было, чтобы это чувствовалось как живое, дышащее инопланетное существо.

«Когда Стич ведет себя безумно и начинает разносить все вокруг, все приходят в восторг с идеями», — продолжал Шамвей. «Но мне нравятся более эмоциональные моменты с Лило, которая очень похожа на него. Она не знает, как контролировать свои эмоции и справляется с многими трудностями. Это было прекрасным балансом».

Но самым сложным были огромные глаза Стича, потому что в оригинальном анимационном фильме у него не было зрачков. Вместо этого 2D-аниматоры использовали спекулярные блики от блеска на верхней части глаза, чтобы выглядеть как зрачок. Но это была абстракция, которая не сработала бы в живом действии. «Поэтому мы и взяли примеры из природы», — сказал Флейшер Кэмп. «Мы обнаружили, что у тюленей Папая [прибрежные тюлени] на самом деле есть зрачок, глубоко внутри, но они выглядят черными. Если подойти очень близко, можно увидеть, что там есть зрачки, и они могут быть эмоциональными вблизи. Но потом, когда вы отступаете на два шага, это просто выглядит непрозрачно. Поэтому мы заимствовали эту концепцию для глаз Стича».

Мы заимствовали также фактуры из природы: текстуру его синей шерсти взяли у коал, его округлые, как желудь, зубы — у дельфинов, форма его ушей и их прозрачность — у оленей.

Тем не менее, когда речь зашла о проявлении разрушительного поведения Стича, у этого определенно был метод. «Мы быстро поняли, что насилие и разрушение воспринимаются совершенно иначе в живом действии», — сказал Флейшер Кэмп. «И очевидно, что вся суть Стича — разрушение. Поэтому нам нужно было определить, как это смягчить. Пример, который я всегда привожу: вы можете представить очень смешную анимационную аварию с 10 машинами на шоссе. Это в анимации очень смешно, и вы никогда не беспокоитесь о том, чтобы кто-то пострадал. Но такое насилие воспринимается совершенно иначе в живом действии, поэтому мы сделали много переработок.

«Таким образом, мы в итоге решили всегда обосновывать разрушение Стича таким способом, что он не просто от негодования», — продолжал он. «Обычно это любопытство. Я чувствовал, что он как ребенок, и единственный способ, как он знает, как исследовать, — это все пробовать на вкус. Он таким образом подходит к разрушению. И затем, конечно, люди начинают расстраиваться и преследовать его. И затем он может быть реактивным к тому, что происходит с Лило и хочет помочь ей. Они так похожи, и так он и эволюционирует.


perec.ru

Дин Флейшер Кэмп явно не просто так решил снять новую версию "Лило и Стич". Это как если бы Пикассо вдруг заявил, что хочет нарисовать "Мону Лизу" с фиолетовыми ушами. Или, на худой конец, чтобы его портрет украсил стены музея, находящегося под контролем его далеких родственников. Флейшер Кэмп, видимо, настигло озарение: как хорошо бы это выглядело в его кандидате на Оскар "Марсель — ракушка в обуви".

Не странно ли, что его далекая неудача по выбору между шутками и слезами стала основой для нового блокбастера Диснея? Суть в том, что теперь мы можем наблюдать за беглым инопланетянином, который, похоже, нашел себе новую семью — в лице масштабной компьютерной анимационной реплики, подстроенной под грозные требования рынка.

Конечно, не обошлось без дружков из ILM — они ведь не зря сгребают все призы за визуальные эффекты. Смешно, что пытались сохранить "сжатие и растяжимость" в 3D. Как будто Стич — это резиновая игрушка, а не один из миллиона запланированных продуктов, которые сколачивают на глазах у зрителей. У них в итоге получился "живое, дышащее инопланетное существо" с глазами, напоминающими тюленей, но почему-то как-то... необычно.

А во время этой гастроли по анимационным дебрям ни на минуту нельзя забывать о дорожных знаках насилия. Пожалуй, самым интересным моментом было решение смягчить жесткость Стича до состояния детской игры, чтобы уменьшить уровень опасности и не вызвать у зрителей шок. Перепридумать инопланетную обезьяну так, чтобы она выглядела как крошечная капля любопытства, прыгающая по сюжету и разрушающая все на своем пути — просто в духе современного бизнеса, где прибыль важнее художественной ценности.

Видимо, фразы, подобные "мы взяли фактуру шерсти у коал" — это тот самый секретный код, который позволяет авторам с легкостью относиться к наследию оригинала. Не кажется ли вам, что это похоже на то, как захватывают незабудки на дачно-роскошных выставках? Флейшер, как истинный натуралист, показывает, что глаза Стича позаимствованы у тюленей, тем самым ведя невидимую параллель между их водным местообитанием и глубоководными желаниями зрителей — просто находчиво.

Так что, как ни крути, появление Стича в новом свете — это не просто ностальгия, а хорошо замаскированный коммерческий ход. Да, искусство — это прекрасно, но не забывайте, что за каждой слезой доброе сердце и несколько нулей на счету продюсера.

Поделиться

Лило и Стич: Как Дин Флейшер Кэмп следовал анимационным урокам Криса Сандерса | Экспресс-Новости