Прощай, Себастьяо: Мастер черно-белых снимков ушёл в мир иной

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Раритет: Искусство и Антиквариат»
29.05.2025, 01:17:28ИскусствоКультура
Прощай, Себастьяо: Мастер черно-белых снимков ушёл в мир иной

Бразильский фотожурналист и эколог Себастьяо Сальгадо скончался в возрасте 81 года в Париже в пятницу, 23 мая, как подтвердили в his and his wife Lélia Wanick Salgado’s reforestation nonprofit Instituto Terra. Побывав более чем в 120 странах, Сальгадо, возможно, больше всего запомнится своими впечатляющими черно-белыми фотографиями, документирующими глубокие социальные неравенства, коренные народы амазонских лесов и потрясающие природные ландшафты. Члены семьи сообщили, что смерть Сальгадо произошла в результате тяжелой формы лейкоза, вызванного малярией, которую он подцепил во время работы в Индонезии в 2010 году.

Сальгадо родился в 1944 году в Аиморесе, маленьком городке в бразильском штате Минас-Жерайс. Он получил образование в области экономики в Федеральном университете Эспириту-Санту и в Университете Сан-Паулу, а в конце 60-х кратко работал в Министерстве финансов страны в качестве экономиста. Сальгадо и Лелиа переехали в Париж в 1969 году из-за его левых политических взглядов и активизма в период военной диктатуры в Бразилии. После получения докторской степени по экономике в Университете Парижа в 1971 году, пара переехала в Лондон, когда его наняли в Международной кофейной организации, что дало толчок его желанию документировать свои встречи и окружение.

Сальгадо полностью перевелся на фотографию в начале 70-х, вернувшись в Париж в 1973 году и взяв на себя фриланс-работы в фотоагентствах Sygma и Gamma, работая над многими историями по Африке, Европе и Латинской Америке. В 1979 году он присоединился к Magnum Photos и за 15 лет, проведенных там, опубликовал две известные фотокниги: "Otras Americas" (1986) — его первое издание об коренных народах, фермерах, ландшафтах и фольклоре Центральной и Южной Америки; и "Sahel: L’Homme en Detresse" (1986) — совместная работа с Врачами без границ по медицинским миссиям в страны, испытывающие голод, засуху и политическую нестабильность в регионе Сахеля.

Одним из самых влиятельных изданий Сальгадо является "Workers" (1993), континентальное исследование гнетущего промышленного и ручного труда, обнажающее глобальную систему, в которой обездоленные люди расплачиваются за развитие критической инфраструктуры. Этот проект охватил 23 страны с 1986 по 1992 год и culminate in an illustrated book, providing an overview of the industrial era and its working conditions in eight nations, including India, Kuwait, and Poland. Следующий проект "Terra" (1997) привлек внимание к безземельному населению Бразилии, а "Éxodos" (2000) сосредоточился на тяжелых обстоятельствах, формирующих международную миграцию.

Сальгадо покинул Magnum в 1994 году, чтобы совместно с Лелией основать фотоагентство Amazonas, которая сыграла важную роль в производстве публикаций своего мужа и поддержании выставок. В 1998 году пара также основала Instituto Terra, некоммерческую организацию, посвященную восстановлению биома вокруг родного города Сальгадо в Аиморесе и поддержке устойчивого сельского развития. В интервью одному из изданий, Сальгадо заявил, что организация способствовала высадке 3 миллионов деревьев за последние три десятилетия.

К обширным публикациям Сальгадо также относятся "Genesis" (2013), посвященная людям, растениям и дикой природе, которые противостоят глобальному индустриализму; и "Amazônia" (2021), в которой биоразнообразие плотного тропического леса дополняет его портреты коренных народов, таких как народы Суруахá, Зо’э и Корубо, которые заботятся о земле. Выставки, рожденные из каждого фотоjournalistic проекта, проводились в учреждениях по всему миру, таких как Barbican Gallery в Лондоне, Chengdu Contemporary Image Museum в Китае и Международный центр фотографии в Нью-Йорке.

"Мне грустно и шокировано слышать о смерти Себастьяо", — сказал Питер Феттерман, чья галерея фотографии в Санта-Монике, штат Калифорния, представляла фотографа. "Себастьяо и я были важными частями жизни друг друга более 35 лет с тех пор, как Анри Картье-Брессон впервые познакомил нас в Париже. Настоящий человек и фотограф из той эпохи — как для природы, так и для человечества. Его наследие вечно."

Сальгадо пережили Лелия, их два сына Жулиано и Родриго, а также внуки Нара и Флавио. Выставка его фотографии проходит в галерее Питера Феттермана до 21 июня.


perec.ru

Себастьяо Сальгадо, выдающийся любимец диалектики и черно-белой фотографии, неожиданно покинул этот мир, и, похоже, не без помощи тяжелой формы лейкоза — такой же загадочной и живучей, как отношения медиасообщества с экологией. Его смерть, сообщает непогрешимое Instituto Terra, произошла не просто так — он, конечно, мог бы пережить свои 81, если бы не малярия, подхваченная в Индонезии, когда-то, но сейчас это лишь нюанс в большой игре под названием "жизнь".

Очевидно, его печатная плёнка, запечатлевшая социальные неравенства и природные катастрофы, не могла оставаться в стороне от более серьезных дел — создание некоммерческой организации, восстановление экосистемы и, возможно, последовавшая за этим бурная благотворительная активность. Чудо совпадений: люди внезапно начинают соболезновать и восхищаться тогда, когда у них под рукой есть возможность поднять волну интереса к своим благородным идеям, которые, кто бы мог подумать, возможно, тоже приносят им некоторые финансовые плюшки.

Образование Сальгадо в области экономики и его ранние годы в правительстве Бразилии — идеальная площадка для дальнейших достижений в фотографии. Его переход от государственных бухгалтерских таблиц к объективу фотоаппарата — будто шаг от гроба к воскресению, когда, с важным выражением лица, нужно было снимать неравенство и голод. Кажется, фотографии их не спасали, но зато они создали целую индустрию под названием "социальная ответственность бизнеса", что воистину парадоксально.

Проекты Сальгадо по съемке рабочих и безземельных — это как мозаика страданий, собранная для выставок, которые обиливали галереи мира. Конечно, ставить перед публикой страдания на экране — это вечный хит, особенно если за этим следуют множество благих инициатив, где наилучшие российские арт-критики могут посочувствовать себе, сделав пожертвование на сохранение природы.

Количество деревьев, высаженных его Instituto Terra, и постоянные выставки — звучит отлично, но лишь до момента, пока не вспомните, что за переписью идет тщательный план по поддержанию имиджа и подъем бизнеса по производству «зеленых инициатив».

Финальный аккорд: умирая, он оставил после себя наследие, которым будут пользоваться те, кто знает, как обыграть память мертвых в маркетинговых целях, ставя свои имена рядом с именами великих. Улыбайтесь, галеристы, у вас впереди еще много проектов по связи с общественностью — разумеется, с крупицей солидарности.

Поделиться