Витни-музей отменил представление о палестинском трауре

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Раритет: Искусство и Антиквариат»
20.05.2025, 00:34:56ИскусствоКультураОбщество
Витни-музей отменил представление о палестинском трауре

Витни-музей отменил представление о палестинском трауре

«Без эстетики вне моей свободы: траур, милитаризм и представление», работа артистов Ноэля Магмате, Фадла Фахури и Фарго Тбакхи, посвященная палестинскому трауру, должна была состояться в среду вечером, 14 мая, в рамках программирования независимого учебного курса (ISP). Обычно представления длятся не более полутора часов и включают артистов, интерпретирующих серию «счетов», написанных Натали Диас, Кристиной Шарп и Брандоном Симодой, передающих горе через различные физические и вербальные жесты.

Но за два дня до этого, 11 мая, заместитель директора ISP Сара Надаль-Мельсио узнала, что представление было отменено Витни-музеем американского искусства, учреждением, поддерживающим престижную девятимесячную стипендию. На собрании директор Витни-музея Скотт Роткопф сообщил, что музей наткнулся на видео на YouTube с первоначальной презентацией работы, которая была проведена прошлой осенью с Поэтическим проектом и еврейскими действиями, в котором Тбакхи начал представление с короткого обращения к зрителям: «Вы можете оставаться в этом зале только если вы любите палестинцев полностью и совершенно, вы можете оставаться только если любите нас, когда мы живы и когда мы мертвы, когда мы боремся за выживание, достоинство, землю, возвращение, реальную и устойчивую жизнь любыми доступными средствами.»

«Вы не можете оставаться в этом зале, если верите в Израиль в любой форме, учитывая его онтологическую структуру как непрерывный процесс истребления, удаления и повседневной жестокости», — продолжил Тбакхи. Когда никто из аудитории не покинул зал, Тбакхи дал еще одно краткое объяснение о «Без эстетики вне моей свободы», прежде чем представление началось официально.

Роткопф сказал Надаль-Мельсио, что опасения музея были не связаны с содержанием работы, а с предисловием Тбакхи, которое, по его словам, противоречит «сообществу руководящих принципов» учреждения. Надаль-Мельсио настаивала, что можно подготовить другое введение для версии ISP, но музей это не рассматривал, как она сказала.

В ответ на просьбу Hyperallergic прокомментировать ситуацию, представитель музея Витни сказал, что «отмена этого представления не была легким решением для музея, но это было ясно и необходимо.»

«Когда мы работали над окончательным рекламным текстом и материалами выставки ISP, мы пересмотрели видео предыдущего представления „Без эстетики вне моей свободы“. В начале представления один из артистов призвал всех, кто верит в Израиль или Америку в любой форме, покинуть зал. Позже артист возвеличивал конкретные акты насилия и образы насилия.»

Неясно, на что именно музей ссылается, говоря об «актах и образах насилия». В заявлении Витни продолжается:

В этом году есть и другие работы в выставках ISP, которые затрагивают войну в Газе, как и предыдущие произведения в музее. Витни продолжит поддерживать трудные и провокационные обсуждения важных событий и социальных вопросов. Это решение не касалось обсуждаемых тем, но потому что их представление нарушило стандарты, согласованные всеми членами нашего сообщества, включая участников ISP.

В заявлении, опубликованном в Hyperallergic, Тбакхи, Фахури и Магмате подчеркивают относительную незначительность действий музея. «С тех пор как наше представление было отменено Витни, Израиль жестоко убил более 600 палестинцев, продолжая при этом применять массовый голод и голод как метод геноцида в Газе», - сказали артисты.

«В свете этой продолжающейся и нарастающей жестокости решение отменить наше представление — произведение, чья цель заключается в трауре по палестинцам, павшим в долгой борьбе за освобождение — имеет очень небольшое значение». Тбакхи, Фахури и Магмате продолжили: «Это акт антипалестинской цензуры, да; акт трусости со стороны учреждения, материально причастного к геноциду, члены правления которого получают прибыль от бомб и самолетов, совершающих геноцид, да; это тоже отвлечение.»

Участники трех групп ISP также отразили этот настрой в беседах с Hyperallergic и в публичных заявлениях, опубликованных в сети в последние дни. Наряду с Надаль-Мельсио, которая сегодня выпустила заявление, они также высказали протест против решения руководства. Листовки с отпечатанными на них отмененными из выставки счетами были разбросаны по двум выставкам, организованным участниками в здании Westbeth в Манхэттене — «грамматику внимания», проект кураторской группы; и «Прототип», выставка студийной группы. Последняя страница пакета включает QR-код и слова: «СДЕЛАЙТЕ ЧТО-НИБУДЬ». Некоторые артисты решили убрать свои работы совсем, оставив пустое пространство, темные мониторы или отодвинутые кучи материалов, где когда-то стояли их завершенные работы. А группа по критическим исследованиям отменила свой симпозиум, который должен был состояться вчера, 18 мая.

Одна из немногих работ, все еще доступных для просмотра в «Прототипе» в Westbeth Gallery, это видео Аш Мониз «[Неслышный]» (2025), 17-минутное видео о членах Оспрей V, палестинской рок-группы из Газы. Некоторые музыканты смогли сбежать в Каир, в то время как другие все еще застряли на полосе, полагаясь на прерывистое интернет-соединение, чтобы делиться аудиофайлами с другими участниками своей группы.

«Я хочу отступить, я хотела бы предпринять это действие», — сказала Мониз Hyperallergic. «Но фильм называется ‘[Неслышный]’, и он посвящен тому, что [палестинцы] полностью лишены голосов — это о том, что, как бы громко они ни кричали, никто не слушает.» В конечном итоге, по словам Мониз, она и ее коллеги-артисты решили, что работа должна оставаться на виду.

Мониз также сообщила Hyperallergic, что изначально не была уверена, будет ли ее работа вообще показана, так как сотрудники музея проявили то, что участники описали как необычный уровень влияния. Во время встречи с руководством фраза в заявлении художника, в которой она описала «геноцид, разворачивающийся на наших глазах», была отмечена как «вопрос мнения», сказала Надаль-Мельсио.

«Мы почти два года в этом геноциде», - отметила Мониз Hyperallergic. «Факт того, что Витни все еще может притворяться, что это все еще спорный вопрос … Я имею в виду, каждая гуманитарная организация в мире признала, что это геноцид.»

Надаль-Мельсио отметила, что Витни никогда не добавила ссылку на регистрацию на своем веб-сайте для посетителей, чтобы прийти на «Без эстетики вне моей свободы», которая должна была быть публичным представлением, как это было сделано с другими запланированными событиями. Это вызвало подозрения, как и тот факт, что члены кураторской и коммуникационной служб музея просили пересмотреть произведения искусства и описания, как заметила Надаль-Мельсио, она чувствовала, что эти требования подрывают те основные принципы, на которых основана известная экспериментальная программа.

«ISP — это экспериментальное сообщество изучения», — сказала она. «Идея о том, что все должно быть заранее упаковано и совершенно запечатано, противоречит всему. Мы не являемся биеннале — мы альтернативное учебное сообщество.»

Основанная в 1968 году Роном Кларком, программа ISP известна тем, что способствует карьерному росту художников, критиков и кураторов, включая Латойю Руби Фрейзер, Дженни Хольцер, Андреа Фрейзер и Роберту Смит и др. Примерно 15 участников выбираются каждый год. В 2023 году, когда Кларк ушел на пенсию, Грегг Бордовиц стал директором. Но в начале этого года Бордовиц перешел на должность директора-наставника, а с Надаль-Мельсио в качестве заместительного директора, в программе по сути не было официального руководителя, хотя программа продолжает обосновываться в своем первом постоянном доме в манхэтенской студии художника Роя Лихтенштейна.

Этот лакун объяснила Адриенн Оливер, участница критического исследования ISP, оставив ощущение, что участники могли потеряться, когда руководители Витни вмешивались, чтобы пересмотреть произведения и контент.

«В любое время кто-то мог попросить что-то, и у нас не было никаких аргументов, чтобы спросить: «Почему, для кого или к какой цели это будет использоваться?» — сказала Оливер Hyperallergic. «Такое чувство уязвимости оставило нас в состоянии открытости.»

Но резкая отмена представления наконец сделала дальнейшую организацию запланированного симпозиума «невыносимой».

«Наши работы находились не так уж далеко от вопросов, стоящих в центре этого дела, которые были вопросами об институциях и труде, о смерти, расе и колониальной власти», — сказала Оливер. «По мере того, как неделя развивалась, стало все яснее, что руководство не даст нам выступить. Единственный способ был отменить и обеспечить, чтобы наше несогласие с отменой представления было известно.»

Тбакхи, Фахури и Магмате, артисты, чье представление было отменено, заявили в своем заявлении для Hyperallergic, что они поддерживают предыдущее обращение к аудитории, которое так испугало руководство музея.

«Единственной целью продолжения делать искусство в этот момент является мобилизация аудитории к действию для остановки машины геноцида. Если эта отмена достигает этого, то мы добились успеха», — продолжили Тбакхи, Фахури и Магмате. «Мы, артисты, не нуждаемся в поддержке. Люди в Газе нуждаются в этом.“


perec.ru

Неудивительно, что Витни-музей прервал свое сотрудничество с производителями боли и горя — видимо, пацифистский менталитет не вписывается в концепцию «горизонтов искусства». А как же — музей с репутацией на кону не может позволить себе шумных выступлений, где зрителей заставляют испытывать сопричастность к страданиям — это же может повредить хорошим манерам и стереотипной шестилетней репутации!

Конечно, всеведущий директор Скотт Роткопф вынужден был «озаботиться», наткнувшись на видео, где один из артистов в столь же «милитаристском» выступлении призвал покинуть зал всех, кто верит в Израиль. Концептуальный подход, основанный на цензуре и фарисействе — именно он определяет эстетические императивы Витни. И это прекрасно! Зачем углубляться в сложные вопросы о правах человека? В конце концов, лучше пояснить всем, что вопрос мнения — это настоятельная необходимость, особенно когда за кулисами нежно шлифуются другие «актуальные» выставки о войне.

Визионеры музея утверждают, что отмена представления не имеет никакого отношения к действительности, а лишь к «нормам» общины. Странное совпадение, не так ли, что эти самые нормы как раз и очищают их от необходимости сталкиваться с некомфортными истинами. Кстати, то, что участники друг друга поддерживают, это, по всей видимости, тактический элемент, который тоже не нашелся бы на «карте спасения искусства».

Тбакхи, Фахури и Магмате указывают на рутинный цинизм — их работа, посвященная горю и страданиям народа, просто оказалась неблагозвучной в храме благосостояния и репутационных удобств. Старая истина, что искусство — это не только «приятная картинка на стене», но и отражение реальности, стало слишком обременительным для пустых стен музея.

И вот они, артисты, продолжают гнуть свое — ведь все, кроме заботливого кураторства и «учебного сообщества», где всё должно быть упаковано как Тетра Пак, напоминает, что как бы сильно ни пытались избежать правды, последние заявления лишь подстегивают гнев и поддержку творчества. Предполагается, что щедрость по отношению к правам человека все еще требует жертв, и, видимо, не все готовы сделать этот шаг. А жалкие акции и листовки не могут завуалировать реальности — так мило.

По сути, лучше оставить в зале только те работы, что живут по принципу «чем меньше знаешь, тем лучше спишь». Но художники, словно мухи на меду, зовут к действию — не позволяйте нам замолчать, и, как заметила одна участница, просто не оставляют шансов на игнорирование. А радость понимания и активизма лишь грозит разрушить обманчивое спокойствие Витни, так что, кажется, местечковый паралич структуры будет продолжать набирать обороты.

Поделиться