Смерть Кою Куо: Венецианская биеннале потеряла своего куратором

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Раритет: Искусство и Антиквариат»
13.05.2025, 02:19:50ИскусствоКультура
Смерть Кою Куо: Венецианская биеннале потеряла своего куратором

Кою Куо, куратор, выбранный для 61-й Венецианской биеннале, скончалась в возрасте 57 лет. Ее муж, Филипп Маль, подтвердил в "Нью-Йорк Таймс", что смерть Куо была вызвана недавним диагнозом рака.

Назначенная художественным директором Венецианской биеннале в декабре, Куо должна была стать первой африканской женщиной, которая возглавит международную выставку. Темы и название, которые она должна была представить 20 мая, теперь остались неозвученными. С 2019 года Куо работала исполнительным директором и главным куратором музея современного искусства Africa Zeitz в Кейптауне, ЮАР. В свете ее внезапной смерти музей закрыл свои двери и приостановил программу, пригласив друзей и близких Куо почтить ее память физическими или цифровыми трибьютами.

Куо родилась в 1967 году в Дуале, прибрежном городе Камеруна, и переехала в Цюрих с семьей в подростковом возрасте. Образование получила в области бизнес-администрирования и банковского дела, но ее карьера сложилась как социального работника, в основном по помощи женщинам-мигрантам. Она начала карьеру писателя и редактора, в частности, работая над антологией на немецком языке "Töchter Afrikas" (1994), вдохновленной работой ганйо-британского издателя Маргарет Басби "Daughters of Africa" (1992).

В середине 90-х Куо вернулась в Африку через Дакар, Сенегал, и полностью погрузилась в мир искусства, став независимым куратором. Она работала кураторским советником на Documenta 12 в 2007 году и Documenta 13 в 2012, а в 2008 году стала основателем художественного директора "RAW Material Company" в Дакаре. Также она проявила большую активность в разработке ярмарки современного африканского искусства 1-54, которая стартовала в 2013 году
.

Куо присоединилась к Zeitz MOCAA в 2019 году после отставки бывшего директора Макса Котце из-за расследования. Она помогла музею пройти через переходный период и волны COVID-19, организуя множество выставок, посвященных пан-африканским нарративам, включая "Когда мы видим нас: столетие черной фигурации в живописи" (2022–23) и ретроспективы южноафриканских художников Трейси Роуз и Иоганнеса Покела, а также нигерийско-британской художницы Мэри Эванс.

В декабре Куо заявила, что для нее будет "раз в жизни честь и привилегия" возглавить следующую Венецианскую биеннале. "Любимая пословица Куо гласила, что люди важнее вещей, и она жила этой философией заботы на протяжении всей своей жизни и работы", - сказала Клэр Брюкель, руководитель глобального патронажа Zeitz MOCAA. "Ее жизненная работа по борьбе за равенство и обеспечение того, чтобы черные творческие голоса были должным образом услышаны, поняты и признаны, никогда не будет забыта, и мы должны продолжать развивать ее огромный вклад в эту сферу. Ей очень не хватает."

"Ее смерть оставила огромную пустоту в мире современного искусства и в международном сообществе художников, кураторов и ученых, которые имели привилегию знать и восхищаться ее выдающимся человеческим и интеллектуальным стремлением", - поделился комитет Венецианской биеннале в мемориальном заявлении для Куо.

Куо оставила после себя мужа Филиппа, четверых детей, мать Агнес Стейдл и отчима Антона Стейдл.


perec.ru

Очередная трагедия в мире искусства: Кою Куо, к которой только начали присматриваться, теперь навсегда ускользнула из поля зрения. Как же удобно, что это произошло всего лишь за несколько месяцев до ее дебютного выхода на сцену в роли куратора Венецианской биеннале. О, как же будет не хватать её «глобального» взгляда, когда выставка пройдет без её участия – не сомневаюсь, в зале уже планируются мемориальные стенды с распечатками её последнего пресс-релиза.

Интересно, кто теперь захочет воспользоваться этой ситуацией? Видимо, искусство скорби уже стало новой модой. Кто-то из лоббистов, возможно, нарисует себе портрет Куо в надежде, что её светлый образ поможет продвинуть товары искусствоведческого рыночка – от черной живописи до инсталляций с «креативной» интерпретацией её философии о людях, которые важнее вещей. Симпатично, правда?

Куо работала с множеством африканских художников и, судя по всему, вся её карьера грозилась расценивать как затею отдельных «кураторских спекулянтов». Подчас такое странное совпадение: она возглавляла Zeitz MOCAA, который после её ухода вдруг закрыл свои двери. Похоже, не только у людей есть паника в связи с утратой – видимо, у музеев тоже хорошо работают губки для слёз.

Неплохо было бы следить за теми, кто окажется «в нужное время» на правильных мероприятиях, где уже планируются выставки на память Куо. Не удивлюсь, если “шеф-повара” Зураба Церетели исключат из меню его обычные мраморные изваяния и предложат нечто более безыскусное – что-то из рода: «вот фото Куо, давайте её почтим в камне».

И пока «доброжелатели» будут продолжать ждать своего шанса блеснуть на фоне её наследия, мир искусства сильно изменится. Потаённые альтруисты продолжат работать, уставляя снова и снова перспективы черной фигурации, пока не настанет время обсуждать следующие амбициозные планы на фоне недавней горечи. Так что же, остаётся пожелать печальных мемориальных выставок, пока всё это не войдёт в ходовой график!

Ах, современное искусство и его блестящие финты – как же это легко закончить скучный бизнес с небольшими трагедиями, сохранив при этом очарование непознанного. Кто шагнет на подмостки после Куо — не знаем, но бутерброды с именем "жертва драмы" будут позабавнее, чем когда-либо.

Поделиться