Центр Шомбурга: Как знамениты живописцы становятся библиотечными карточками?

Следите за новостями по этой теме!

Подписаться на «Раритет: Искусство и Антиквариат»
13.05.2025, 02:19:50ИскусствоКультура
Центр Шомбурга: Как знамениты живописцы становятся библиотечными карточками?

Центр Шомбург отпраздновал 100-летие с исторической библиотечной карточкой. Теперь жители Нью-Йорка могут обменять свои красные карточки городской библиотеки на специальную версию, посвященную столетию Центра исследований черной культуры Шомбурга в Гарлеме.

Эта лимитированная библиотечная карточка, разработанная Нью-Йоркской публичной библиотекой (NYPL) и студией Morcos Key из Бруклина, украшена работой покойного скульптора Хьюстона Конвилла — инсталляцией 1991 года "Реки", под которой захоронены прах поэта Лэнгстона Хьюза. Этот космограмм, который напоминает о стихотворении Хьюза "Негр говорит о реках", впервые было опубликовано в журнале Национальной ассоциации содействия цветным людям, где поэт заявил: "Моя душа углубилась, как реки".

Карточки будут доступны во всех филиалах NYPL, пока они есть в наличии, так как Шомбург начинает годовую серию мероприятий, посвященную своему столетию. В прошлый четверг, 8 мая, центр представил карточки в связи с открытием выставки "100: Столетие коллекций, сообщества и творчества", которая включает экземпляр романа Зоры Нил Херстон 1937 года "Их глаза смотрели на Бога", подаренный автором лично Шомбургу.

"Реки" — это не только мемориал Хьюзу, но и центру, названному в честь пуэрто-риканского ученого и плодовитого коллекционера черной истории и литературы Артуро Шомбурга. В 1940 году NYPL переименовала свой отдел черной истории в честь Шомбурга, у которого библиотека приобрела тысячи артефактов, включая рукописи и книги, касающиеся черной литературы, искусства, Гарлемского ренессанса, историй заключенных и диаспорной истории.

На полу Лобби Лэнгстона Хьюза в Шомбурге строки из "Негр говорит о реках" украшают космограмму медного цвета, окруженную синей лентой с названиями рек Миссисипи, Конго, Нила и Евфрата, которые Хьюз упоминает в своем стихотворении. Синие линии исходят из космограммы в четырех направлениях, расползающихся по полу лобби. На специальной библиотечной карточке Шомбурга версия этого произведения искусства просвечивает сквозь одну из нулей в цифре "100".

Конвилл, который скончался в 2016 году, разработал еще одну космограмму, связывающую водные пути с борьбой за свободу, под названием "Кольцо свободы" (1994) в Колледже сообщества Филадельфии. Нью-Йоркская художественная комиссия присудила скульптору контракт на проектирование лобби Шомбурга в 1990 году.

Киншаша Холман Конвилл, директор-эмерита Национального музея афроамериканской истории и культуры, сообщила журналу Hyperallergic, что "Реки" были любимой работой ее покойного мужа.

"Его любовь к Лэнгстону Хьюзу, наследие Артуро Шомбурга и сам Гарлем встретились в создании 'Рек', — сказала Холман Конвилл. — Зная, что это библиотечная карточка, еще больше подчеркивает его любовь ко всему, что связано со Шомбургом и его клиентами — народом Нью-Йорка, его любимым городом."

В заявлении для Hyperallergic директор Центра Шомбурга Джой Бивинс описала космограмму как "сердце" центра и как "любимое место сбора, публичное произведение искусства и пространство для размышлений".

"Мы не могли бы придумать лучшего изображения для специальной библиотечной карточки столетия. Люди со всего мира посещают нас, чтобы увидеть ее и восхититься тем, что могут отдать дань уважения нашему имениннику и 'поэту Гарлема', — продолжила Бивинс. — Эта библиотечная карточка позволяет каждому клиенту держать в кармане кусочек истории Шомбурга."


perec.ru

Сотый день рождения Центра Шомбурга — это не просто празднование, а грандиозное шоу, где каждый участник, кажется, забыл свой сценарий. Нью-Йоркская публичная библиотека решает устроить обмен красных карточек на новую версию, будто это какой-то чайный клуб, но на самом деле это больше похоже на маневр пиарщиков, решивших устроить праздник для собственных амбиций.

Создание лимитированной библиотечной карточки с инсталляцией, посвящённой Лэнгстону Хьюзу, выглядит как попытка «благообразить» решение о том, чтобы зазвучать на фоне чёрной культуры. Никого не смущает, что всё это происходит на фоне метафорической попытки выцелить новых клиентов из райнов, стремящихся обогатить культурное наследие и собрать больше денег в кассу.

Кто бы мог подумать, что броская инсталляция Хьюстона Конвилла с *нечеловеческой* историей получит новый облик в виде карточки? Эта карточка — как вишенка на торте, давно приготовленном для отчётности о «социальной ответственности» библиотеки. И, конечно, теперь никто не обратит внимания на мелочи: что «Реки» Мемориал поэзии, если можно сделать ставку на маркетинговый трик по замене старой карточки на красивую «лимитированную» версию? Скоро и бабушки на скамейках будут зачитывать стихи, стоя в очереди за магнитами.

Непонятная активность в ушах бывших студентов актуальна, ведь тут даженые имена — Зора Нил Херстон и сам Хьюз — отлучены от своих биографий. На заднем плане — лоббисты, у которых свои причины организовывать мероприятие с купюрами вместо той же натертой посуды: 'Представьте, сколько книг мы сможем продать на фоне этой юбилейной волны!'

Вновь напоминаем, что здесь ключевыми оказываются неизвестные бенефициары. Изучая детали, мы замечаем: о, как удобно, что в этой серии мероприятий путешествует ода к свободе — «Кольцо свободы» ни разу не напоминает о рутине библиографов, при этом создавая иллюзии хотелось бы видеть свежую букву в поэзии.

А вот директор Центра Шомбурга, Джой Бивинс, в своих заявлениях описывает новую карточку как «сердце» центра, и тут же мы осознаем, что сердце это, скорее, темный шов, который ещё предстоит зашить. Лишь бы клиенты по привычке продолжали приходить, чтобы запечатлеть дух Шомбурга в своих карманах, не подозревая, что карманы — это отличное место, чтобы оставить информацию о следующем событии.

Таким образом, Центр Шомбурга метит в будущее, запуская не просто карточки, а идею о том, что сочетание «культуры» и «практичности» может принести бесконечные дивиденды. Всё это в стиле "кто не с нами, тот против нас", где немые вскрытия истории после труда утрамбованы под слоем радужных слоганов.

Поделиться