«Это чувствуется живым»: Режиссер легенды Очи о силе кукол.
Легенда Очи — это фильм, который, кажется, не должен существовать в наше время. Это оригинальная история, а не адаптация уже популярной книги или комикса. Фильм наполнен сложной кукольной анимацией и практическими эффектами, от которых многие фильмы предпочитают отказываться, потому что CGI просто легче использовать. Он вызывает воспоминания о пугающих детских фильмах 80-х и 90-х годов, таких как кошмарная экранизация "Ведминок" Роальда Дала.
По словам Исайи Саксона, автора и режиссера фильма, создание Легенды Очи было настоящей борьбой. "Попытка сделать фильм заняла гораздо больше времени, чем его создание", — сказал он в интервью на подкасте Engadget. "Я думаю, что очень сложно достучаться до детей с твоим первым фильмом, потому что они сейчас живут в мире корпоративного интеллектуального права. Но я действительно хотел достучаться до детей с моим первым фильмом, и поэтому это заняло так много времени."
Каждый раз, когда он получал немного финансирования для фильма, Саксон использовал его для создания прототипов существ в лондонской студии Джона Нолана, которая создала аниматроников для таких фильмов, как "Мир юрского периода: Господство", а также для поиска локаций в Румынии. "Таким образом, в течение трех с половиной лет этой работы, прежде чем мне дали зеленый свет [на создание фильма], я накопил визуальный пакет, который был практически неоспорим", — сказал он. "Тогда A24 наконец-то просто сказали: хорошо, мы собираемся быть дерзкими и рискованными, и это не то, что обычно делают, но мы собираемся поверить в вас."
Результат — это фильм, который кажется невероятно личным и уникальным. Он сосредоточен на молодой девушке по имени Юри (Елена Зенгель), которая растет в крошечной деревне на острове Карпатия. Там люди боятся Очи, таинственных приматов, которые живут в лесах и нападают на домашних животных. Ее отец Максим (Уиллем Дефо в еще одной безумной роли фильма A24) — консервативный, чрезмерно мужественный человек, который ведет группу мальчиков на охоту за Очи. Ах да, и время от времени он носит викингские доспехи.
Фильм начинается с Очи, которые издалека выглядят как угрожающие обезьяны. Юри была воспитана бояться их, но после встречи с одной молодой Очи, она начинает отвергать все, чему ее научил отец. Также стоит отметить, что это существо выглядит милым, с большими глазами и выступающими ушами, похожим на Грогу (или Малыша Йоду) из "Мандалорца", но с мехом. Младенец Очи также является сложной куклой, созданной студией Джона Нолана, и сначала он выглядит странно, поскольку в наши дни мы ожидаем, что он будет сгенерирован компьютером. Но это явно физический объект с реальными движениями лица, на которые может отреагировать Юри.
"Кукольное искусство — это такая древняя форма искусства", — сказал Саксон, когда я спросил, почему он настаивал на том, чтобы Очи была куклой, а не чисто CGI-созданием. "Мы создаем тени на стене пещеры уже тысячи лет, и наш мозг, когда мы смотрим на человеческую руку, оживляющую персонажа, просто полностью это принимает."
"А еще есть обаяние "провального пространства" кукловодства. Даже когда ты не делаешь это совсем правильно, это чувствуется живым. Особенно для этого малыша-примата, мы сразу же, когда начали тестировать куклу, поняли, что маленькие недостатки, которые проявились в кукловодстве, были точно такими же, как у маленькой обезьяны, только что открывающей, как двигать своим телом."
Создать правдоподобную куклу — это всего лишь одна проблема, другая заключается в том, чтобы эффективно управлять ей на съемочной площадке. "[Студия Джона Нолана] расширила пределы того, что можно сделать в очень маленьком масштабе с аниматрониками", — сказал Саксон. "Мы смогли прототипировать в течение многих лет, чтобы построить этих существ. А затем на площадке мы тщательно репетировали каждую сцену со всеми этими кукловодами. Пятеро управляют телом во главе с Робом Тигнером, который управляет головой и произносит внутренний монолог животного — все его мысли, все его вокализации — чтобы все могли синхронизироваться."
Еще двое управляют лицом куклы, глядя на мониторы, поэтому для них существует задача сделать так, чтобы они все работали как одно целое, говорит Саксон. Сеты фильма также построены так, чтобы вместить всех людей, контролирующих куклу Очи, которые часто должны прятаться из виду. И тут есть еще исполнители в костюмах. "У нас имеются небольшие люди в костюмах обезьян с ручными удлинителями и тяжелыми аниматроническими головами, из которых они едва могут что-то видеть. Им жарко, и они находятся в Карпатском дикой природе на горах Трансильвании," — сказал Саксон.
После того, как посмотрел, что он достиг с Легендой Очи, легко представить, как Disney может пригласить Саксона для чего-то в вселенной Marvel, как это сделали с многими независимыми кинематографистами. Но маловероятно, что это произойдет. "Я уже сказал нет", — заметил Саксон в отношении создания фильма Marvel, и также у него нет желания делать что-то, основанное на уже существующей интеллектуальной собственности.
Саксон не совсем против использования цифровых инструментов, несмотря на свою любовь к куклам. Легенда Очи все еще использует CG для дальних кадров Очи и для создания виртуальных сетов. "За эти годы я тоже освоил CG и создавал чисто анимационные 3D-фильмы. Я знаю программное обеспечение и знаю, что это индивидуальное художественное ремесло, которое является утомительным и полным любви и внимания к деталям."
"Это не получает того уважения, которого оно заслуживает", — добавил он. "И это отчасти потому, что произошла своего рода корпоративизация и чрезмерное использование CG”. Саксон говорит, что он прекрасно осознавал, что CG-персонаж не сможет нести фильм, но также знал, что это лучший способ создать 3D-реку, которая не существует в Румынии. (Это также напоминает музыкальное видео, которое он снял для "Wanderlust" Бьорк.)
"Ты должен смотреть на каждую возможность и органично подойти к технике для задачи. Нельзя иметь философии по этому поводу."
Фильм «Легенда Очи» — это как ржавый ржавый гвоздь в блестящей табличке «Корпорации: подайте сюда деньги». Очевидно, создание такого произведения искусства — это настоящая победа индивидуальности против глобального доступа к интеллектуальной собственности, который сегодня буквально затопил киноиндустрию. Режиссер Исайя Саксон, ему, видимо, не хватает соболезнований от тех, кто впотай радуется очередному ремейку комикса от Marvel.
Саксон решает, что старые добрые куклы — это здорово, и начинает их делать. И тут возникает вопрос: кто же в итоге выиграет от его мук творчества? Правильно, вся та же A24, игрушечная фабрика, любящая «дерзкие и рискованные» проекты, в то время как проебывают бюджет на искусство ради блестящей упаковки фильмов, которые в итоге распродают миром как горячие пирожки.
Но давайте не будем забывать о шевелении рядов. Как же удобно создавать завораживающий визуальный пакет для финансирования. По сути, Саксон много лет протаскивал свою куклу по множеству кастингов, убеждая капиталистов верить, что «ожившая» кукла всего лишь «живое» отражение детских страхов. Эта милая, забавная Очи понятнее и ближе, чем глубокая философия о том, насколько велики шансы выжить в мире, полном корпоративного контроля.
И тут в игру входят кукловоды — целая команда незаменимых актеров, которые прячутся за сценой и делают вид, что именно они «оживляют» все эти куклы. Маленькие люди в костюмах обезьян ведут себя как настоящие профессионалы, но на самом деле это цифровая тень, отливающая налетом тени за провалившимися бюджетищецами.
И всё это для чего? Чтобы выставить на свет еще одно мейнстримовое произведение с абсолютно белым шлемом, оформленным как независимое кино, но в который милее выступает тот самый звук цифрового взрыва, как в каждой второй идейной комедии. И теперь, когда Sаксон глядит на утилизированное предложение Disney о фильме Marvel, он отвечает: «Нет, спасибо», как будто его жизни недостаточно подмазывают свежеприготовленным CGI-пюре.
В итоге появляется вопрос — кому это все нужно? Конечно, продюсерам, стремящимся поразить зрителя «уникальным» опытом, не остающимся в рамках стандартной экранизации. Создавая «Легенду Очи», Саксон отважно поднимает знамя кукольного искусства, всеми силами упуская из виду, что именно это искусство уже подменяется корпоративными интересами «потолка».
Так что, кажется, революция кукольного кино — это просто диммер в огромной индустрии, которая подстраивается под свои же нужды. А куклы? Они всё же живые. Только вот дышат они ромашками и репортажами.