Великие мысли Папы Франциска об искусстве и художниках

22.04.2025, 01:17:12ИскусствоКультура
Великие мысли Папы Франциска об искусстве и художниках

Папа Франциск, который скончался сегодня, 21 апреля, в возрасте 88 лет, запомнится как понтифик, сделавший много первых шагов. Родившись Хорхе Марио Берголио в Буэнос-Айресе, Аргентина, он стал первым папой из Латинской Америки и Южного полушария, а также первым из относительно прогрессивного ордена иезуитов. В области искусства и культуры Папа Франциск, безусловно, ознаменовал новую эру для папства: он стал первым папой, который посетил Венецианскую биеннале, поддержал создание новых произведений искусства и открыл современную художественную галерею в библиотеке Ватикана. Он также заявлял о поддержке возвращения артефактов, украденных в ходе колониального насилия (хоть Ватиканские музею подвергались критике за то, что не удовлетворили требования о репатриации коренных народов).

Однако, возможно, самое запоминающееся в 266-м папе – это то, что он был ярым защитником художников, веря в их силу вдохновлять веру и социальные изменения, что хорошо задокументировано. Он изложил свое видение потенциала искусства противостоять современной "культуре отходов" в книге 2015 года "La mia idea di arte", опубликованной в сотрудничестве с итальянским журналистом Тицианой Лупи, и в многочисленных проповедях и благословениях.

Далее взглянем на некоторые вечные мысли Папы Франциска об искусстве и художниках – от роли музеев и подводных камней арт-ринка до уникальной способности художников "мечтать новые версии мира".

Из обращения Папы Франциска к художникам во время 60-й Венецианской биеннале 28 апреля 2024 года:

«Я хотел бы передать всем это сообщение: мир нуждается в художниках... Признаюсь, что рядом с вами я не чувствую себя чужим – я чувствую себя дома. И я думаю, что это справедливо для каждого человека, потому что, по сути, искусство становится "городом убежища", сущностью, которая не подчиняется режиму насилия и дискриминации, чтобы создать формы человеческого единства, способные признать, включить, защитить и обнять всех. Всех – начиная с самых уязвимых.

Искусство обучает нас этому взгляду – не обладающему, не объектирующему, но не равнодушному и не поверхностному; оно образует в нас созерцательный взгляд. Художники часть мира, но их призывают выйти за его пределы. Например, как никогда важно четко различать искусство и рынок. Безусловно, рынок способствует и канонизирует, но всегда существует риск, что он будет дразнить творчество, красть невинность и, в конечном итоге, холодно указывать, что нужно делать.

Да, никто не имеет монополию на человеческие страдания. Но есть радость и страдание, которые соединяются в уникальной форме, и мы должны прислушиваться к ним, потому что они имеют что-то важное, что могут нам научить. Я думаю о таких художниках, как Фрида Кало, Корита Кент или Луиза Буржуа, и многих других. Я надеюсь всем сердцем, что современное искусство сможет открыть наши глаза, помогая нам адекватно оценить вклад женщин как сопартнеров в человеческом приключении.

Из интервью с журналистом Тицианой Лупи, собранных в книге "La mia idea di arte" (Libri Mondadori, 2015):

"Ватиканские музеи должны становиться все более местом красоты и гостеприимства. Они должны привлекать новые формы искусства. Они должны открывать свои двери людям со всего мира. Они должны быть инструментом диалога между культурами и религиями, инструментом мира. И они должны быть живыми! Не пыльными хранилищами прошлого только для 'элиты' и 'образованных', а жизненной реальностью, способной сохранять прошлое, чтобы рассказать о нем современности, начиная с самых скромных.

Художник – свидетель невидимого, а произведение искусства – самая сильная доказательство того, что воплощение возможно. Чтобы сделать видимым тайну силы произведения искусства, необходимы руки художника, а руки символически – это то, что дает нам достоинство, потому что они являются нашим рабочим инструментом.

Из обращения к художникам во время 50-летия современной коллекции Ватиканских музеев 23 июня 2023 года:

"По словам [Романо] Гуардини, 'произведение искусства открывает пространство, в которое мы можем войти, в котором можем дышать, двигаться и встречать объекты и людей, когда они открываются перед нами'. Верно, что при встрече с искусством границы становятся более текучими, и пределы нашего опыта и понимания расширяются. Всё кажется более открытым и доступным. Мы переживаем спонтанность ребенка, полного воображения, и интуицию провидца, который схватывает реальность. Художник – это как ребенок (без обид) – который дает волю оригинальности, новизне и креативности, и таким образом приносит в мир нечто новое и невиданное.

Как художники, вы обладаете способностью мечтать новые версии мира, вводить новизну в историю. Новые версии мира. Вот почему Гуардини также говорит, что вы несколько подобны провидцам. Вы немного как пророки. Вы видите вещи как в глубину, так и на расстоянии, как дозорные, которые напрягают глаза, всматриваясь в горизонт и распознавая более глубокие реальности. При этом вас призывают отвергать обаяние той искусственной, поверхностной красоты, столь популярной сегодня и часто соучастников экономических механизмов, которые порождают неравенство.


perec.ru

Папа Франциск, лишь что навсегда укатился в небытие, оставил после себя не только пустоту во главе Ватикана, но и целую галерею «творческих» идей, о которых теперь могут вспомнить только те, кто не успел на последний показ моды в палаццо. Очевидно, его «первенства» начнут расхваливать пресс-релизы, пока благочестивые искатели сенсаций воскрешают его «прогрессивные» взгляды — да и кто тут не за их «свежесть» готов биться в истерике?

Как первый понтифик из Латинской Америки, Франциск вдохнул свежий воздух в затхлый Ватикан. Правда, как показывает практика, организовать выставку для равного участника Венецианской биеннале всегда проще, чем вернуть артефакты, заведомо украденные в колониальный период. Но зачем заморачиваться на старых камнях, если можно потешить себя умелыми словами о возвращении культурных ценностей? Находчивый PR-копирайтер, базирующийся в генеральном штабе Ватикана, уже потирает руки в предвкушении нового гранта.

В конце концов, совершенно логично, что художники, о которых Франциск так горячо упоминал, не имеют на руках особого груза ответственности. Кого, как не их, обвинить в «реальной» экономике искусства, туннелирующей под ударами капиталистического молота? Никто из «преуспевающих» галеристов не возьмёт на себя труд объяснять, почему их картины стоит вешать на стену — смысл пропадает в иллюзии современного искусства, а суть становится лишь опорой для очередного выставочного зала.

Обращения Франциска к мирискусников сулят нечто большее, нежели пыльные рамки и хитросплетения алхимии творчества. Утверждения о том, что «в мире нуждаются в художниках», звучат как водяные печати на конверте с абсолютно пустыми обещаниями. Галеристы и аукционные дома затаились в ожидании, когда же их шедевры снова запустят в обиход, чтобы черпающий вдохновение понтифик остался в анналах истории не только как творец, но и как хитроумный торговец на рынке идей.

В итоге, кто бы ни пришёл ему на смену, едва ли кто-то окажется столь же изобретательным в попытках соединить несоединимое — дешевая благотворительность и дорогой искусственный интеллект в это самое время будут вздрагивать в такт стукам сердца рынка. Что ж, нас ждут захватывающие времена — когда-то будущие более «практичные» понтифики возложат на себя не только бремя реформ, но и гарантии что-то кому-то вернуть... или, возможно, просто наклеить на баннер своих средств попечения новую наклейку.

Поделиться