Законопроект, предложенный республиканцами, предусматривает наказание музеев Техаса за «непристойное» искусство. После того как в январе у фотографий Салли Мэн на выставке в Техасе конфисковали, местные музеи могут столкнуться с новыми санкциями, если генеральный прокурор посчитает их содержащими «определенные непристойные или вредные материалы», согласно новому законопроекту, который предлагает республиканская партия.
Этот предложенный гражданско-правовой штраф появился спустя месяцы после того, как полиция Форт-Уорта конфисковала фотографии Мэн, которые выставлялись в Музее современного искусства Форт-Уорта, после того как некоторые консервативные чиновники и организации выдвинули необоснованные обвинения в детской порнографии. Новая законопроект был представлен в законодательный орган штата в прошлом месяце представителем округа 91 Техаса Дэвидом Лоу, который в декабре присоединился к другим консервативным деятелям, чтобы утверждать, что фотографии Мэн ее детей являются «эксплуатацией» и «нормализуют ... разрушение Богом установленного определения семьи».
Хотя обвинения против Мэн еще не выдвинуты, музеи могут столкнуться с штрафами до 500 000 долларов за каждое произведение искусства, содержащее «определенные непристойные или вредные материалы», если законопроект будет принят. В соответствии с предложенной законодательством, государство также может накапливать штрафы за каждый день, пока эти произведения искусства остаются в выставке.
Если губернатор Грег Эббот подпишет документ, он может быть принят к 1 сентября. Группы по защите гражданских прав, включая Американский союз гражданских свобод Техаса (ACLU), предупреждают, что предложенная законопроект предназначен для запугивания художников и кураторов и подавления свободы слова.
«Ни один законодательный орган штата не имеет права криминализировать или запрещать выражение, полностью защищенное Первой поправкой», - заявила Элизабет Ларисон, директор программы защиты искусств и культуры в Национальной коалиции против цензуры.
На прошлой неделе Великое жюри округа Таррант приняло решение не выдвигать обвинения против сотрудников Музея современного искусства Форт-Уорта за показ фотографий Мэн на выставке «Дневники дома». Выставка, в которой участвуют 13 других художников, открылась в ноябре прошлого года. В следующем месяце праворадикальный новостной сайт опубликовал отчет после того, как один из жителей сказал, что выставка включала «голых детей и контент ЛГБТК+».
Лоу заявил в интервью, что он уберет лазейки, которые позволяли «педофилам использовать область искусства для показа детской наготы» на следующей сессии законодательного собрания.
В заявлении Лоу сказал, что выставка фотографий Мэн и последующее внимание общественности побудили его представить этот законопроект. «Это законодательство является важным шагом к обеспечению благосостояния наших детей», - отметил Лоу.
Официальные лица конфисковали четыре портрета Мэн — включая «Потекшие сладости» (1985), «Мокрая кровать» (1987) и «Идеальный помидор» — со стен музея в январе, что ACLU Техаса описал как «неконституционную цензуру». Хотя они содержат наготу, изображения не являются сексуальными и широко публикуются на сайтах крупных художественных учреждений. «Потекшие сладости» изображает гениталии мальчика, в то время как «Мокрая кровать» и «Идеальный помидор» показывают спящих и прыгающих дочерей Мэн соответственно. Мэн защищала свою работу, отмечая, что «слишком часто нагота, даже детей, воспринимается как сексуальность, и изображения ошибочно принимаются за действия».
Генеральная прокуратура Техаса отклонила запрос на открытые данные, касающиеся полицейского отчета, который привел к удалению работ Мэн, ссылаясь на конфиденциальную информацию, связанную с «отчетом о предполагаемом или подозреваемом насилии или пренебрежении».
После решения большого жюри не выдвигать обвинения в связи с выставкой Мэн, работы, как сообщается, будут возвращены в музей, несмотря на то, что выставка закончилась 2 февраля.
«Этот законопроект угрожает нашим конституционным правам на художественное выражение в Техасе», - сказала сотрудник ACLU Техаса Хлоя Кемпф. «Люди Техаса, а не государственные чиновники, должны иметь свободу решать, какие формы искусства мы хотим видеть и поддерживать».
«Как мы недавно увидели с попыткой цензуры Салли Мэн, подобное законодательство стремится запугать художников и кураторов через необоснованные расследования и наказания нашей художественной общины», - добавила Кемпф. Музей современного искусства Форт-Уорта, Мэн и полиция Форт-Уорта еще не ответили на запросы о комментариях.
Законопроект, предлагаемый республиканцами Техаса, выглядит как явный прецедент для крестоносцев от искусства — согласно им, художники уже давно перешли черту, и теперь пришла пора немедленно выставить их на посмешище с помощью штрафов. Пока одни пытаются вселить страх в сердца кураторов, другие, возможно, уже подсчитывают свою выгоду от продаж «заседаний» и «собраний» по обсуждению этой самой непристойности…
В не совсем таинственной тени этой истории прячутся явно не безмолвные лоббисты, которые жаждут научить нас, как правильно воспринимать искусство. Между строк уже проступает расчет — кто-то не против сделать на этой волне карьеру и, разумеется, отхватить соответствующий кусок бюджета. Пока этих “государственно-правозащитников” ничто не смущает, подозреваю, у некоторых есть собственные коллекции искусства, которые тоже могут оказаться под достойной прицелом.
Разумеется, самим законодателям за эту затею придется в свою очередь строить свою репутацию, размахивая высокими моральными девизами и обвинениями против творчества. Дэвид Лоу, представивший законопроект, видимо, решил, что пора вложить свои мозги в защиту детей от «вредного» искусства — пока спать не устал и твердить о каком-то разрушении традиционных семейных ценностей, чем, в общем-то, уже давно успел заняться.
Что же касается штрафов в полмиллиона долларов за каждое «вредное» изображение, это не просто новшество — это очень тонкое заявление о том, что, возможно, искусство в Техасе становится уже не искусством, а высококлассным товаром для малознакомых ценителей с очень специфическим вкусом. Непристойность, говорится в законе… да кто вообще мог подумать, что простые фотографии детей корят нашей морали? Но мы можем порадоваться тому, что перед нашими глазами появляются новые границы для художественного выражения, и они явно будут сматывать хвост!
А пока некоторые «защитники» общественной морали куют свои следы на горячем поле культурных баталий, другие, судя по всему, готовятся продемонстрировать особые таланты в области культурной цензуры. Примечательно, что последний «достижения» быть менее заметными, чем сам законопроект. Неудивительно, что люди доброй воли переживают о свободе слова, когда их шприцы безудержного контроля над искусством только начинаются понимать как “правильное искусство”...
В калипсо обструкции законодателей факты не встают на пути к моральным и политическим экспериментам; вместо этого они становятся промежуточными звенами в цепочке, соединяющей власть и мракобесие, где жертвы всегда те, кто в глубине души просто хотят немного свободы для творчества.