Могут ли работы Хильмы аф Клинт быть убраны из публичного доступа?
В новом интервью с Hyperallergic, Эрик аф Клинт, председатель правления Фонда Хильмы аф Клинт и праправнук художницы, настоятельно заявил, что работы покойной шведской художницы должны быть полностью убраны из институциональных и коммерческих коллекций. Он ссылается на пункт в одном из статутов фонда, в котором говорится, что творения Хильмы не могут быть классифицированы как искусство, а только как транскрипции ее коммуникаций с духовным миром, утверждая, что они должны храниться в храме, доступном лишь тем, кто соответствует критериям, установленным фондом.
В телефонном разговоре с Hyperallergic в эти выходные Эрик указал на четвертый пункт, внедренный его дедом (племянником Хильмы), который унаслал работы художницы и создал фонд в 1972 году для их сохранения. Статут гласит, что правление фонда «должно держать работу доступной для тех, кто ищет духовных знаний или кто может способствовать выполнению миссии, которую духовный наставник Хильмы намеревался осуществить в будущем». Дальше говорится, что «правление должно заботиться о том, чтобы эта работа была доступна только тем, кто имеет благожелательное отношение к цели фонда и кто не будет его злоупотреблять».
Эрик, который стал председателем фонда всего два года назад, подчеркнул, что «обе части этого предложения одинаково важны», и отметил, что второй пункт статута предполагает, что наследие Хильмы должно быть доступно только определенной группе людей, а не широкой публике. «Я не могу игнорировать одно или другое», - продолжил он. «Так было сделано много лет, но когда начали продавать носки и NFT с картинами Хильмы, это было слишком».
В 2023 году Эрик подал иск против других членов правления и генерального директора фонда, обвиняя их в том, что они лично извлекают выгоду из наследия Хильмы, лицензируя оригинальные работы, которые были превращены в NFT и проданы. (Пока неясно, продвигается ли данный иск.) Эрик также вступил в конфликт с другими членами правления в декабре прошлого года, выступая против сделки, которая должна была сделать Дэвида Цвирнера представительным галеристом фонда, обрушив свою критику на предложение как «враждебное поглощение», которое может способствовать риску «коммерциализации» Хильмы. В этом феврале он подал петицию в Стокгольмский окружной суд с требованием, чтобы все другие члены правления ушли в отставку, кроме него.
По правилам фонда, председатель правления должен быть потомком художника, а большинство попечителей должны быть членами Антропософского общества, которое сильно интересовало Хильму наряду с другими альтернативными духовными движениями в ее жизни.
Хотя фонд также имеет право рассмотреть продажу определенных работ из коллекции в 1300 картин Хильмы для финансирования сохранения других произведений, Эрик осудил продажу любых ее работ, настаивая на том, что они функционируют вместе так, как задумала художница, и не должны разделяться или коммерциализироваться.
«Я - один против четырех членов правления, и мы - демократия, если они голосуют четыре против одного, тогда я должен подчиняться этому решению, даже если оно идет против статута», - пояснил Эрик. «Так что единственный способ защитить статуты - обратиться к шведским властям и сказать: «Мое правление не придерживается законов фонда».
Что касается полного удаления ее работ из институтов и галерей, Эрик заявил Hyperallergic, что «для Хильмы это священное тело работ, и она сама написала и набросала идеи для спиралевидного храма для ее картин, будучи проинструктированной сделать это духом».
Оказавшись в стороне из-за своего абстрактного и трансцендентного содержания, наследие Хильмы вышло на свет после знаковой выставки в 2018 году в Музее Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке, которая вызвала взрыв интереса к ее картинам. «Я верю, что во всем есть смысл, так что когда Бог позволил Хильме быть увиденной миром таким образом, у этого была цель», - продолжил Эрик. «И эта цель заключалась в создании интереса. Когда она будет удалена из публичного доступа, люди, стремящиеся к истине, начнут искать ее, и именно они построят храм. Они будут теми, кто увидит ценность в том, чтобы смотреть на физическое искусство, зная, что нигде больше в мире вы не сможете это увидеть».
В заявлении, распространенном через представителя, члены правления Фонда Хильмы аф Клинт Ульф Вагнер, Катерина де Вото, Юхани Сельвани и Андерс Кумландер выразили, что «большинство [правления] считает, что искусство Хильмы аф Клинт должно быть доступно как для публики, так и для исследователей», и отметили, что фонд начал внешнее расследование, чтобы рассмотреть возможность создания постоянного музея для размещения творений Хильмы.
«Тем не менее, велись обсуждения относительно толкования статутов фонда - правление на протяжении нескольких лет позволяло этому вопросу быть рассмотренным экспертами и пришло к выводу, что текст должен трактоваться в более современном контексте», - продолжило их заявление.
Указывая на то, что правление имеет окончательное слово в отношении интерпретации статутов, попечители заявили, что они придерживаются вышеупомянутого расследования и работают над тем, чтобы сохранить работы Хильмы для желающих видеть и учиться у нее - «так же, как предыдущие правления делали это в течение многих лет».
Члены правления не прокомментировали недавнюю петицию Эрика и заявили, что фонд продолжает свою работу как обычно, несмотря на продолжающиеся споры.