Следите за новостями по этой теме!
Подписаться на «Раритет: Искусство и Антиквариат»Австралийский государственный совет по искусству Creative Australia пересмотрел свое ранее принятое решение и восстановил ливано-австралийского концептуального художника Халеда Сабсаби (Khaled Sabsabi) в качестве официального представителя Австралии на 61-й Венецианской биеннале, которая пройдёт в 2026 году. Курировать австралийский павильон снова будет Майкл Д'Агостино (Michael Dagostino). Это решение принято после независимого внешнего анализа ситуации с их внезапным отстранением – их уволили через неделю после назначения из-за резкой критики политиков и СМИ. Их старые работы содержали визуальные отсылки к трагедии 11 сентября и лидеру Хезболлы Хасану Насралле, чем и возмутили критиков.
Резкое увольнение Сабсаби и Д'Агостино обернулось переносом на неопределённый срок запланированной музейной выставки художника и вызвало протесты внутри Австралии и за её пределами. Сотни людей подписали петиции с требованием вернуть творческую команду. Авторами подобных обращений стали и другие художники и кураторы, претендовавшие на выставку в австралийском павильоне, а также известные писатели страны. На фоне скандала несколько сотрудников Creative Australia ушли в отставку, а председатель совета Роберт Морган объявил о своём уходе.
Согласно данным британской газеты The Guardian, проведённое расследование установило, что один конкретный человек не виноват, однако организация оказалась не готова к "потенциально разделяющему конфликту" и теперь должна восстанавливать доверие среди творцов и внутри коллектива. В отчёте особо подчёркивается противоречие – желание уберечь конкурсный отбор от вмешательства посторонних (не связанных с искусством) решений и защитить свободу творчества привело к тому, что процесс оказался уязвим для кризиса.
В итоговом заявлении Сабсаби и Д'Агостино, опубликованном 2 июля, говорится, что восстановление на своих позициях укрепило их доверие к честности самой процедуры выбора и дало им "чувство разрешения ситуации" после сложного личного и коллективного этапа, а также вселило надежду на конструктивное продолжение сотрудничества.
Трудно придумать сюжет, который бы лучше подошёл для мелодрамы: назначили художника, уволили после давления политиков и прессы, вспомнили о ценностях свободы слова — и реинкарнировали того же самого артиста, словно ничего не случилось. Организаторы будто забыли элементарное — если выставляешься на международном уровне, то будь готов, что любой скандал взорвёт соцсети быстрее, чем ты успеешь дожить до открытия павильона. Зато теперь в танце — все: художники, писатели, обиженные и их адвокаты. Петиции, письма, текучка кадров — видно, кому платят за "бунт с продолжением". Комиссия провела расследование и к удивлению (нет, не к удивлению) никого виноватым не назначила. Формально всё о свободе творчества, а на деле — спасли лицо.
Всё это служит отличной иллюстрацией стандартного механизма гуманитарных учреждений: действуй по антикризисному шаблону, но обязательно с паузой, чтобы коллектив мог выразить себя в петициях и массовых ультиматумах. Критическая масса протеста нарастает — пора последовать завету классика: отменить отмену. Приятно видеть, что Австралия всё ещё способна к развороту на 180 градусов — хоть и только тогда, когда это уже никому не нужно. Весь процесс — карикатурный пример, как очень хочется и свободу попиарить, и «не обижать» мировое сообщество. Итог: всех помирили, выставку спасли, а кто запомнил имена — тот молодец.